Что может быть страшнее коронавируса и кризиса? Паника. Что может страшнее паники? Чиновник, который пытается её успокоить. В последнюю неделю мы столкнулись и с тем, и с другим, и с третьим. Интернет и СМИ стали злом, распространяющим фейковые новости. Люди им верят и бегут в магазин, чтобы сформировать неприкосновенный запас на случай апокалипсиса. Власти всех уровней успокаивает: у нас развито производство, нет проблем с логистикой, а склады забиты — дефицита и голода не будет. Однако подобные речи вызывают ещё одну волну паники с ажиотажем.
Местные власти призывают не опустошать магазины. Федеральные министерства говорят о том, что продуктов хватит на всех, склады переполнены, а пустые полки — это проблема логистики и выкладки. Магазины не ожидали наплыва и не подготовились.
Высказался даже президент:
Главное, чтобы люди не тратили деньги на продукты, которые потом приходится выбрасывать
Ему вторит Минпромторг:
И хотелось бы предупредить потребителей, что у любого товара есть срок годности, и та же крупа, приобретаемая сейчас впрок, не может храниться вечно. Поэтому мы, конечно, призываем граждан осознанно и рационально подходить к планированию собственных покупок
Повышенный спрос — благодатная почва для спекуляции. Цены растут не из-за курса доллара, нефти или ещё чего-то экономического. Цены растут из-за повышенного спроса и желания продавцов получить прибыль. Местные власти говорят о том, что проводят мониторинг и держат цены под контролем. Однако пока не было ни одного сообщения о том, что кого-то нашли и наказали. Между тем покупатели и продавцы отмечают, что цены растут. Местные власти отчитываются: дефицита нет, а люди видят в магазинах пустые полки. Вот вам и второй виток паники. Речи власть имущих расходятся с делом.
Вице-премьер Андрей Белоусов говорит, что в крайнем случае страна ограничит экспорт продуктов, но на данный момент это не требуется.
Готовы ввести ограничения на экспорт продовольственных товаров первой необходимости, если запасов будет не хватать и такая потребность возникнет для обеспечения потребности внутреннего рынка. Но сегодня, за исключением очень ограниченного числа позиций, практически такой необходимости мы не видим
Впрочем, люди уже возмущены сообщениями об экспорте медицинских масок в Китай.
Со всей России поступают сообщения о том, что исчезли продукты, а социальные сети заполонили фотографии пустых полок, переполненных тележек и очередей. Люди, которые вообще не паниковали, смотря на всё это, нехотя оторвали себя от дивана и пошли в магазин, чтобы урвать последний пакет манки, действуя по принципу «на всякий случай, вдруг потом не будет».
Мы составили рейтинг наиболее покупаемых товаров и цен на них.
Иногда кажется, что «гречка» уже не крупа, а бренд. Её должен иметь в доме каждый уважающий себя россиянин. Ещё чуть-чуть, и можно будет вводить «индекс гречки». При этом многих спрашиваешь: «Любишь кашу гречневую?». Получаешь ответ: «Ненавижу».
Так вот, гречку скупили первой. Продавцы удивляются, что люди брали даже зелёную, необработанную, которая в полтора раза дороже. Соответственно гречка подорожала первой. По данным портала «Ценометр», она прибавила 14,8% в разрезе последних 30 дней, хотя до этого показывала падение.
Изменение цен. Фото: tsenomer.ru
По оценке покупателей, мясо не подорожало. Хотя точно никто сказать не может — оно исчезло. Рыбе не так повезло. Её не берут. Видимо, в карантине гуляш кажется вкуснее, чем стейк лосося.
Купили всё: дешёвые из мягких сортов пшеницы, на которые раньше никто не смотрел и дорогие итальянские, на которые раньше смотрели только избранные. По ценам официальных данных нет, но по оценкам продавцов и покупателей рост составляет примерно 10 рублей.
Картошка, морковка, лук — джентльменский набор нового времени. По отзывам покупателей, их нет в магазинах и нет на продуктовых базах. Что печально — макароны можно ещё сделать, а картошку нет. Это шутка. Картошка есть всегда и в цене она не поднялась.
Странно, но это факт. Туалетную бумагу покупают целыми тележками. Зачем — ответить не могут. Свои предположения выдвинул израильский социальный клинический работник Влад Роднянский:
Нужно как-то справляться, нужно что-то делать, то есть это связано с любыми продуктами, в том числе и с бумагой, я думаю
Дефицита нет. Более того — есть акции.
Это логично. Масок, салфеток и спиртовых гелей действительно нет. Однако людей в масках тоже нет. Кто-то формирует стратегический запас? Ведь нам отчитываются, что все силы страны брошены на изготовление масок. Сейчас к этому привлекут и заключённых.
А ещё по привычке скупают спички, соль, масло.
Производители и магазины находятся перед выбором: отправлять людей на карантин и сокращать производство или наращивать, следуя за спросом. Заявки увеличились. Перекупщики готовы брать муку и крупы по любой цене.
После любого скачка спроса идёт спад. Люди не могут бесконечно запасаться. Квартиры не резиновые, кошельки тоже. Спад в потреблении ведёт к падению цен. Продуктовый апокалипсис возможен, если большинство предприятий вместе с магазинами и службами доставки закроются на карантин. Пока невозможно это представить, поскольку для них это колоссальные убытки.
Пока, с точки зрения распространения эпидемии, не всё так плохо, поэтому магазины зарабатывают на панике. Например, в Ашане созданы тележки апокалипсиса, где сформированы готовые наборы. Удобно для занятых людей: пришёл, выбрал подходящий комплект, укатил на кассу.
Сейчас наблюдаются две крайности. Одни ничему не верят, чувствуют себя неуязвимым и для них коронавирус — сказка, которую придумали мировые СМИ. Шумиха — забавный фон для обычной жизни. Была бы возможность, они бы поехали отдыхать. Вторая группа уже сидит в самоизоляции и пишет инструкции: как правильно дезинфицировать кота, как общаться с курьером через дверь и прочее, прочее.
Мы пройдём этот период, а дальше начнётся обычная жизнь: надо вести бизнес, ходить на работу, воспитывать детей, доедать стратегический запас. Не стоит об этом забывать, останавливая любую свою активность и разменивая последнюю купюру на покупку сотого пакета крупы.
Впрочем, скупать всё подряд в предчувствии беды — не наша национальная забава. Америка, Австрия, Италия и многие другие страны занимаются тем же самым и точно так же постят фото пустых полок в социальных сетях.