В любой стрессовой ситуации (как сейчас) должен быть кто-то большой, взрослый и разумный. Тот, у которого есть план действий и запасной план действий, если что-то пойдёт не так с первым. В масштабах государства этот кто-то — Власть. В широком смысле этого слова. Чиновникам всех уровней приходится разрабатывать меры по борьбе с кризисом, коронавирусом и его экономическими последствиями. Вот только вопрос — эти меры действительно помогут экономике, бизнесу и народу?
Власти оказались в тяжёлых условиях. Они уже привыкли к обычным кризисам, которые вызваны колебанием цен на нефть, происходящим примерно раз в десять лет.
У правительства в рукавах припрятаны козыри и приёмы борьбы с нефтяными кризисами. Но сейчас всё обстоит иначе — коронавирус внёс коррективы в течение кризиса. Карантин и ограничения оставили без дохода целые отрасли. Правительство должно действовать во всех направлениях сразу.
Интрига последней недели — как поступит Центробанк с ключевой ставкой. Если он её начнёт повышать, то инвесторы, вложившие деньги в российские облигации, потеряют доходы. Увеличение ключевой ставки повысит проценты по кредитам, что в текущих условиях негативно скажется и на бизнесе, и на людях. Они сейчас ждут помощи, а не дорогих кредитов.
Снижение ключевой ставки должно увеличить темпы экономического роста (в теории), поскольку даст приток дешёвых средств. Однако эта мера сама по себе не сдержит распространение коронавируса и не поднимет цены на нефть. Более того — стимулирует спрос на валюту, что станет дополнительным риском. Опять же, сейчас курс национальной валюты привязан к нефтяным котировкам. Пока эта связка не разорвана, острой необходимости в снижении ключевой ставки нет.
Здесь ЦБ поступил осторожно. Он не стал трогать ключевую ставку, заняв выжидательную позицию.
Бизнес уже подсчитывает убытки. Сейчас на волне только производители масок, дезинфицирующих средств и сельхозпроизводители. А остальные с грустью констатируют: убытки достигнут 90%. Крупные компании продержатся на резервах, а мелкие уйдут на дно. Заметим, что малый и средний бизнес — двигатель экономики в развитых странах. Именно он даёт рабочие места и несёт в бюджет налоги. Государству жизненно необходимо сохранить эти фирмы. Что делать погибающему кризису? Фото: zen. yandex.ru
Мы же видим несколько мер, направленных на поддержку системообразующих компаний (то есть, наиболее крупных), авиаперевозчиков (читай «Аэрофлот»), банков, туристической отрасли и фармацевтических фирм, у которых сейчас и так всплеск продаж.
Для поддержки создаётся резервный фонд в 300 млрд рублей. В масштабах страны это такая маленькая сумма (0,5 ВВП), что многие смогут рассчитывать только на себя. Деньги получат те, кто особенно пострадал и кто нанесёт непоправимый вред экономике своим банкротством.
В итоге бизнес в общей массе получил:
Бизнес пытается что-то сделать самостоятельно: оптимизировать расходы, в том числе и на зарплату, договориться с контрагентами, достучаться до власти.
Представители бизнеса и отраслевых ассоциаций пишут письма со своими просьбами и планом антикризисных мер. Среди наиболее распространённых:
Заметим, что о налоговых послаблениях многие не говорят, поскольку нет прибыли — нет налогов.
В теории, если государство поддержит бизнес, то люди не останутся на дне, и специальная помощь им не потребуется или её количество сведётся к минимуму. Однако правило действует и в обратном направлении. Если государство финансово поддержит людей, то люди поддержат бизнес спросом.Карантин. Фото: zerohedge.com
Пока мы не услышали конкретных и действенных мер, направленных на помощь людям. Их обещают не преследовать за просрочки по кредитам. Не всех, только переболевших. Если же человек находится на карантине, его компания испытывает финансовые трудности, его уволили или отправили в отпуск. Денег нет, но долги перед банками есть. Кто им окажет помощь? Понятно, что каждому не поможешь. Тогда на грани выживания окажутся банки, а там — деньги людей. Поэтому краеугольной проблемой становится поддержка малого и среднего бизнеса.
Людям обещают сохранение социальных льгот. Это тоже неплохо, поскольку вселяет уверенность. Пенсии, бюджетные зарплаты, пособия будут выплачены. Власти уверяют, что в этом году бюджет не будет урезан.
А остальные? Им пока ничего не предложили: ни льгот, ни послаблений, ни денег. Люди даже не просят сплошных выплат, как это было анонсировано в Америке и некоторых странах Азии (неизвестно выплатят или нет, но хотя бы успокаивают). Люди просят повысить существующие пособия.
Впрочем, мы не совсем справедливы. В некоторых регионах существует адресная помощь. Например, власти Москвы перечислят пенсионерам старше 65 лет разовое пособие 4000 рублей на поддержку во время карантина.
Также власти гарантировали оплату карантинного больничного напрямую из ФСС, что не создаст нагрузки на бюджет работодателя. Однако это поможет тем, кто работает официально.
Похоже, что власти надеются на сдерживающие меры по распространению коронавируса. Да, часть бизнеса уйдёт с рынка. Это будет ответственный отбор, когда слабый расчитил место сильному. Хочется верить, что всё под контролем. Но заначку лучше не тратить.