28 марта «Роснефть» в официальном пресс-релизе сообщила о прекращении деятельности в Венесуэле и продаже всех активов. Это ответ на санкции, введённые США в отношении дочерних компаний «Роснефти».
Америка ввела санкции против двух дочерних компаний «Роснефти», которые торговали нефтью внесуэльской компании PDVSA. В феврали ограничения на деятельность были наложены в отношении Rosneft Trading. В марте — на TNK Trading International S.A, поскольку она приняла на себя обязанности по транспортировке и продаже нефти из Венесуэлы после того, как США наложила санкции на первую «дочку».
«Роснефть» тогда назвала действия американского Минфина нечестной конкуренцией и произволом. Торговлю с Венесуэлой они объявили необходимостью возврата инвестиций. По последнему отчёту за 2019 год, долг венесуэльской компании перед «Роснефтью» составлял 800 миллионов долларов без учёта процентов. В 2020 году данные не были опубликованы.
США же объясняет санкции не особым отношением или неприязнью к «Роснефти», а желанием «усадить за стол переговоров» президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Подобная мысль звучит не только в речах госсекретаря США Майка Помпео, но и президента Дональда Трампа.
«Роснефти» предложено прекратить сделки с Венесуэлой в обмен на снятие санкций с дочерних предприятий, если компания предпримет «конкретные, значимые и верифицируемые шаги по поддержке демократического порядка в Венесуэле».
«Роснефть» всё-таки решила выйти из-под санкций, как говорится в комментарии представителя компании, котрый приводит РБК, действия направлены на защиту интересов акционеров:
Мы продали наш венесуэльский бизнес правительству Российской Федерации. Компания «Роснефть», как международная публичная компания, должна защищать интересы своих акционеров. И теперь мы вправе ожидать от американского регулятора выполнения публично взятых на себя обещаний
Кому будут переданы активы не сообщается. Сказано только, что это «компания, на 100% принадлежащая Правительству Российской Федерации». В обмен «Роснефть» получит пакет собственных акций в размере 9,6% на баланс дочернего общества.
По итогам заключенного соглашения все активы и торговые операции ПАО «НК «Роснефть» в Венесуэле и/или связанные с Венесуэлой будут проданы, закрыты или ликвидированы.
Однако пока не ясно, как отнесётся к действиям «Роснефти» американское правительство: снимет санкции или нет, ведь по сути участие России в торговле с Венесуэлой не поменяется от передачи активов в руки государственной компании.