Вирус вирусом, а с крупными финансовыми сделками стоит поторопиться. 10 апреля Минфин и Центробанк в официальных релизах сообщили, что состоялась продажа контрольного пакета акций Сбербанка, как и планировалось в начале года. Только из-за падения котировок сумма сделки уменьшилась примерно на 300 млрд.
18 марта 2020 года президент подписал законопроект — основание для сделке по передаче акций Сбербанка от Центробанка в Минфин.
Как и было определено законом, ЦБ передал Минфину 50% + 1 акция. Итого 11 293 474 001 штук. Стоимость одной акции определялась как средневзвешенная цена обыкновенной акции по итогам торгов на Московской бирже за месяц до дня сделки. В итоге цена акции составила 189,44 рубля.
В первой версии законопроекта предлагалось брать среднюю стоимость за больший период, что подняло бы итоговую цену, но президент не одобрил этот пункт законопроекта.
Из-за разницы в котировках сделка потеряла примерно 300 млрд рублей. Из ФНБ на уплату акций будет взято 2,14 трлн рублей. Часть из них останется в ЦБ, чтобы покрыть расходы от санаций. Другая часть пойдёт в бюджет на выполнение нацпроектов и социальных обязательств.
Итак, сейчас Сбербанк больше не принадлежит Центробанку. В связи с этим должен прекратится конфликт интересов, когда регулятор является акционером и оказывает двойное давление на руководство банка.
По официальной версии, причина передачи Сбербанка из ЦБ в Минфин — в конфликте интересов. Центробанк является и регулятором, и держателем контрольного пакета. Так на руководство Сбербанка было двойное давление.
ЦБ на всех уровнях насаждал правила, которые Сбербанку были не выгодны. Например, подключение к системе быстрых платежей и банковский роуминг.
Впрочем, кроме внешней стороны сделки, когда мы видим, как Греф всеми силами сопротивляется предписаниям регулятора, есть и внутренняя — финансовая.
Сделка совершается за счёт средств из Фонда национального благосостояния, которые годами копились на сверхдоходах от продажи нефти. Просто так нельзя взять оттуда деньги и потратить на нужды страны или отдельной корпорации.
Однако их можно потратить на инвестиционные цели. Именно так и была названа сделка по продаже Сбербанка. По оценке Антона Силуанова, продажа Сбербанка не нарушает бюджетное правило. Средства от продажи направятся в бюджет, чтобы финансировать первоочередные обязательства государства, а Сбербанк продолжит приносить дивиденды, что должно окупить сделку.
Вопрос о расходовании средств ФНБ поднимался ещё в конце прошлого года, поскольку пришло время их тратить. Вопрос о планах задавали и бывшему премьер-министру Дмитрию Медведеву, и президенту.
Ответ был один: деньги ФНБ будут потрачены на инвестиционные цели. После наступления кризиса вопрос встал ещё острее. Люди и бизнес ждут поддержки, правительство говорит о том, что поддержка придёт из ФНБ, но выдаёт более 2 трлн на сделку ЦБ и Минфина. В очереди за деньгами ещё стоят РЖД и Почта России. Им тоже обещали инвестиции.