В условиях карантина поход за продуктами — это праздник. Но не всегда радостный. Пришёл за продуктами впервые за неделю, а там изменения не в лучшую сторону. Как будто ты не был в магазине не 7 дней, а 7 лет — цены подросли. Сейчас с этим неразбериха. Продавцы всё валят на поставщиков, поставщики говорят, что они не виноваты. Люди жалуются в ФАС, а она не видит проблемы. Вмешиваться придётся правительству. Михаил Мишустин уже одобрил идею депутатов о заморозке цен.
Карантин карантином, но народную медицину в качестве профилактики вирусных заболеваний никто не отменял. Люди предпочитают применять для этих целей родной наш чеснок и не очень родные лимон с имбирём.
Рынок есть рынок — спрос рождает предложение даже в эпоху пандемии. Цены на эти товары взлетели так, что удивились даже сами продавцы. Хотя ещё раньше говорили об отмене наценки на некоторые продукты.
Розничная цена на имбирь выросла почти в шесть раз. Сейчас килограмм корня можно купить от 2000 до 7000 рублей, хотя раньше цена составляла от 700 до 1200 рублей. Килограмм лимонов стоит более 500 рублей, а месяц назад — 150 рублей.
Конечно, торговую наценку и спекуляцию никто не отменял, особенно в небольших частных магазинах, за которыми нет такого контроля, как за ритейлерами. Но есть и объективные причины роста цен. Имбирь и лимоны ввозятся к нам в страну из Турции, Аргентины, ЮАР, Китая. Из-за распространения коронавируса торговое сообщение между странами нарушилось. Некоторые страны вообще перестали поставлять фрукты, предпочитая торговать ими на внутреннем рынке.
Продавцы уверяют, что выросли цены у поставщиков. На них повлияло всё: желание заработать на спросе и дефиците, полузакрытые границы, рост курса.
Федеральная антимонопольная служба отмечает, что к ним действительно поступают жалобы на рост цен на имбирь и лимоны.
Начальник управления контроля агропромышленного комплекса ФАС Анна Мирочиненко комментирует это так:
Действительно, в ФАС поступают обращения на рост цен на имбирь, лимоны и чеснок. В основном, эти жалобы касаются цен на данные товары, которые устанавливаются в небольших магазинах или на рынках
В то же время она приводит результаты проверки крупных сетевых магазинов на 1 апреля:
Она отмечает, что рынок этих товаров полностью зависит от иностранных поставок. По оценкам Анны Мирочиненко, как только стабилизируется ситуация с поставками, цены пойдут вниз.
Сразу несколько представителей власти осудили повышение цен. Глава фракции «Единая Россия» Сергей Невзоров считает, что наценку на каждом этапе торговой цепочки надо ограничить 10%.
«РИА Новости» цитируют его:
С одной стороны, и на федеральном, и на региональном уровне мы говорим о том, что дефицита у нас нет <…>. Розница обосновывает повышение цен действиями поставщиков, но производители свои цены так не поднимали
Председатель Госдумы Вячеслав Володин тоже раскритиковал повышение цен, считая, что желание продавцов заработать отнимает у людей деньги, которые они получают в виде социальных выплат:
Торговые сети, особенно самые большие, просто забирают у людей то, что они сейчас получат в виде помощи, выплат дополнительных, заработных плат
В качестве примера он приводит крупные торговые сети, которые объявили закупочную цену огурцов 27,5, а продают за 149,9, и такая ситуация по многим плодово-овощным культурам.
В итоге Михаил Мишустин согласился, что необходимо сдерживать цены на законодательном уровне. Это должно касаться продуктов и товаров первой необходимости. С лекарствами такая схема уже обсуждалась, и кабинет министров получил разрешение от президента замораживать цены на лекарства.