После пенсионной реформы некоторые осознанно перешли на серую зарплату под лозунгом «я всё равно до пенсии не доживу, вы ничего от меня не получите». У работодателей свой резон не показывать доход работников — экономия на взносах. Ну и вообще у нас не считается зазорным работать в «серую». Вроде, всё хорошо — работник и работодатель договорились быть нелегалами. Беда пришла, откуда не ждали. Пандемия, кризис, безработица сломали «серую» схему. Легальные работники оказались под защитой государства, а нелегальные без работы и денег. Мы сейчас не будем освещать моральную сторону вопроса, а только посчитаем финансовую составляющую.
Предварительно определимся с понятиями. Есть «серая» зарплата. Работник оформлен официально, но частично получает зарплату на карточку, а частично в конверте. Сварщик Иван Иваныч работает у ИП Петрова. В трудовом договоре написано, что его зарплата 12 130 рублей в месяц («минималка» по закону), но ИП Петров платит сварщику на самом деле 40 000 рублей. Так он экономит на взносах во внебюджетные фонды примерно 8 000 рублей в месяц с одного работника. 10 сварщиков — уже экономия 80 000 рублей. А Иван Иваныч вообще не вникает в тонкости. Главное — чтобы платили вовремя.
Есть ещё «чёрная» зарплата. Это крайний вид нелегальной работы, когда сотрудник по документам вообще не устроен и работодатель за него ничего не платит. Степан Степаныч работает автомехаником у ИП Сидоров. Работник и работодатель договорились, что всё по-честному: никакого оклада, только хороший процент с выручки.
Главное отличие такой работы от легальной — отсутствие возможности подтвердить реальный доход. В первом случае работник получит справку на 12 130, во втором он вообще считается безработным. Здесь даже факт трудоустройства не доказать.
Сейчас громко анонсируются кредитные каникулы. Государство предлагает отсрочить платежи на 6 месяцев. Однако каникулы даются не всем, а только тем, кто потерял доход или он сократился на 30%.
Предположим, сварщик Иван Иваныч сейчас месяц сидит на самоизоляции. Не из-за желания сохранить здоровье, а из-за отсутствия заказов. Работодатель сохранил рабочие места, но платит только оклад, который значится в документах. С юридической стороны не прикопаешься.
Однако Иван Иваныч — счастливый обладатель кредита с ежемесячным платежом 10 000 рублей. Он пойдёт в банк и попросит каникулы, но банк ему откажет, поскольку ФНС снижение дохода не зафиксировала. Заёмщик останется с доходом 12 130 и кредитом в 10 000.
Иван Иваныч получит кредитные каникулы только после увольнения. Степан Степанычу и это не поможет. Де-юре он и так безработный.
Ещё пару месяцев назад многие даже не подумали бы идти на биржу труда за пособием — денег мало, а бюрократии много. Сейчас пособие подняли:
Плюсом будут выплачивать 3000 на каждого несовершеннолетнего ребёнка. Президент обещал поднять все пособия до МРОТ, но Указа нет. На данный момент в первые 3 месяца пособие по безработице составляет 75% среднего заработка.
Иван Иваныч от Центра занятости получит 9 097. После того, как будет принят Указ о повышении пособия до МРОТ, — 12 130 (если не введут ограничения по заработку).
В этом отношении Иван Иванычу повезло. Он сохранит минимум от своей зарплаты. Степан Степанычу повезло меньше. Он не был устроен официально, и за него работодатель не делал отчислений в ПФР. Придя на биржу труда, он с удивлением узнает, что ему полагается всего 1500, поскольку за последний год было отработано менее 26 недель. Никакие справки от работодателя не помогут, поскольку данные проверяются в ПФР. Подробнее о том, как начисляется пособие по безработице в 2020 году мы писали в отдельном материале.
От больничного и карантина не зарекайся. По ТК РФ временная нетрудоспособность оплачивается. При стаже более 8 лет — 100% среднего заработка за последние 2 года. Выплаты считает ФСС по тем документам, что ей предоставляет работодатель. Иван Иваныч за 2 недели больничного получит 6 065 вместо 20 000 при условии официального заработка.
Степан Степаныч не получит ничего, поскольку документов по нему в ФСС нет и не будет.
Закон защищает работника. Его невозможно уволить просто так, из-за того, что у работодателя нет денег. Должны быть более веские основания:
Но и в этих случаях работнику полагаются выплаты. При увольнении по соглашению сторон работник получает остаток по зарплате и компенсацию неиспользованного отпуска.
При ликвидации предприятия или сокращении штата плюсом ко всему перечисленному работник получает три оклада в течение трёх месяцев. Если Иван Иваныча уволят, то все расчёты будут идти от 12 130, а не 40 000. Честный и совестливый директор выплатит расчёт от полной зарплаты, не очень честный — только то, что полагается по закону.
Степан Степаныч и вовсе останется без компенсаций.
Жаловаться в трудовую инспекцию бесполезно — она будет смотреть то, что написано в документах. Чтобы доказать истинное положение, придётся идти в суд.
Каждый сам делает выбор, как ему работать. Но, принимая решение работать в «серую», надо создавать собственный резервный фонд. Например, вклад. Чтобы в случае непредвиденных обстоятельств самостоятельно выплачивать себе больничные, пособия и пенсию. Иначе можно остаться с пустым кошельком, ипотекой, детьми и злой женой-декретницей.