Вечером 20 апреля произошло очередное историческое событие: баррель техасской нефти WTI стал стоить минус 37 долларов. Самые интересные вопросы в связи с этим выглядят так: что будет с российской нефтью Urals и что будет с рублём?
Всё началось с информации, что хранилища для нефти переполнены. Из-за коронавируса, который посадил мир на карантин, спрос на нефть значительно ниже, чем предложение. И нефть WTI на торгах пошла вниз: сначала обвалившись до 8 долларов, затем падая до доллара, одного цента, и, наконец, до отрицательных значений в минус 37 долларов.
Отрицательные значения нефти означают, что продавцы доплачивают покупателям, чтобы нефть забрали и разгрузили заполненные хранилища. Если не расчистить склады, то это может повлиять на сами месторождения, вплоть до их закрытия. Нефтяники Америки уже запросили у ФРС экстренной помощи, чтобы пережить этот обвал.
Падение цен беспрецедентно, но аналитики уверяют, что финансы нефтяных компаний в относительной безопасности. Трейдеры активно распродавали WTI, чтобы избежать физической поставки. Кроме того, пока не сократилась добыча нефти, о которой договаривались страны ОПЕК. Саудовская Аравия и так добывает больше 12 миллионов баррелей в сутки, плюс саудиты отправили в США много нефти. Итог всех этих событий хорошо заметен.
Курс рубля связан с ценой на нефть, но только не с американским сортом WTI, а с сортом Urals. С одной стороны, ситуация пока не касается России напрямую, но с другой масштабные потрясения такого рода вряд ли пройдут бесследно.
20 апреля спотовые цены (то есть с поставкой прямо сейчас) на Urals тоже стали отрицательными (до минус 2 доллларов). При этом цены на майские фьючерсы находились в плюсе: был и момент, когда российская нефть стоила 32 доллара, а американская находилась в районе 4 долларов.
Экономист Сергей Хестанов рассказал Russia Today, что ждать от обвала WTI:
Для России это не так уж и страшно. Дело в том, что наш сорт нефти Urals привязан к североморскому Brent, который физически почти исчез, но как расчётный очень популярен. Причём у нас дисконт, наша нефть стоит прилично дешевле, чем Brent
Fitch подтверждает: цены российской нефти и североморской эталонной марки тоже могут на время уйти ниже 10 долларов, но вряд ли станут отрицательными по следам WTI. И действительно: 21 апреля стоимость нефти Brent упала ниже 23 долларов, это означает падение до 10 процентов. Однако цена барреля Urals подросла до $17,51 с поставкой в северо-западную Европу.
Если российская нефть переживёт 21 апреля в плюсе, радоваться всё равно рано. По словам Сергея Хестанова, для российской нефти уготован свой особый день:
По Brent такой же шум нас ждёт 30 апреля, будет истекать очередной фьючерс, там тоже будет весело. Но имейте в виду, что реальные цены реальных поставок отличаются
Кстати, даже нефть с отрицательными значениями не будет означать, что в стране появится дешёвый бензин.
На изменения нефтяного рынка валюты отреагировали сразу. На открытии торгов доллар вырос сразу на 32 копейки, до 75,87 рублей. Евро, в свою очередь, вырос до 82,14 рублей.
Рынка акций ветер перемен тоже коснулся: акции Роснефти потеряли почти девять рублей в начале торгов. Индекс Мосбиржи упал на 1,62%, до 2 486 пунктов. На момент публикации российская биржа падает по широкому спектру активов вслед за падением нефти и рубля: индексы Мосбиржи и РТС теряют по 2−4%.