Кто-то долги делает, а кто-то их собирает. Отношения между этими категориями настолько сложные, что приходится вмешиваться государству. С 2017 года закон стал регулировать деятельность по взысканию долгов. Раз есть закон, должен быть и надзорный орган, который следит за его исполнением. За организациями, которые занимаются взысканием догов, следят приставы. Однако сложно исполнять закон, когда нет доступа к информации. А у приставов его нет. Однако Минюст вынес инициативу — разрешить приставам доступ к социальным сетям и мессенджерам.
Новый закон вообще расширяет полномочия приставов и урезает права коллекторов. Об этих нововведениях мы писали в отдельном материале. В их реестр войдут все службы, которые занимаются взысканием долгов, кроме организаций ЖКХ и ломбардов. То есть под надзор ФССП попадают не только коллекторы, но и службы взыскания банков и МФО.
Приставы вправе проводить проверку, чтобы выяснить, соблюдал взыскатель нормы закона, корректно ли общался с должником, не было ли давления.
Чтобы расследование было полным, часто требуется запросить данные о разговорах и переписке у сотовых операторов, администраторов социальных сетей и мессенджеров.
Но иногда запросы приставов остаются без ответа, ведь закон не обязывает операторов предоставлять данные. Новая инициатива Минюста изменит это. Сотовых операторов и организаторов распространения информации обяжут предоставлять приставам нужные сведения в течение 5 дней.
В законопроекте сказано:
Непредставление или несвоевременное представление документов и информации, представление не в полном объеме либо представление заведомо недостоверных документов или информации влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации
Организаторы распространения информации — это владельцы и администраторы социальных сетей, мессенджеров, электронной почты и прочего.
Информация, которую сможет получить пристав тоже закреплена в законе:
О непосредственном взаимодействии кредитора или представителя кредитора с должником и (или) иным лицом
Получается, что закон разрешает доступ к социальным сетям и переписке людей, но это делается для их же защиты.