К списку новостей

Ах, оставьте. Почему россияне стали отказываться от одобренных кредитов

Выберу.ру
19 октября 2020 15:10
519
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

В планах есть траты: например, давно намеченный ремонт. Денег в обрез, поэтому в строительных магазинах приходится держать себя в руках и ориентироваться не на «хочу», а только на «могу себе позволить». Но сделать ремонт максимально красиво и качественно так хочется, что веришь в рекламу чудо-кредита и идёшь в банк. Уже в банке, подав заявку и читая кредитный договор, выясняется: ставка выросла, условия ухудшились. Смиряешься с положением дел и уходишь без кредита. Почему россияне всё чаще отказывают банкам в ответ на их заманчивые предложения?

Бюро кредитных историй «Эквифакс» выяснило, что страна поменяла своё отношение к кредитам. Уменьшился take rate — процент кредитов от количества одобренных банками заявок от заёмщиков. Среди причин эксперты называют кризис и пандемию. Да, нужны деньги, но условия займов всё чаще вдохновляют на финальном этапе уйти из банка без кредита. Так, по данным бюро, с января по август 2020 года только 31,9% заёмщиков согласились на условия банка взять кредит. Для сравнения — в прошлом году этот показатель составлял 45%.

РБК приводит слова гендиректора «Эквифакс» Олега Лагуткина: конвертация одобренных заявок в выдачи отражает желание россиян брать кредиты. Оно есть, поскольку в исследовании БКИ рассматривало только заявки от клиентов, не учитывая предварительно одобренные банковские предложения. То есть: денег надо, но … их не надо? Проблема в том, что у заёмщиков сложности? Отчасти.

Реклама и мелкий шрифт

Как считают в банках, реакция граждан связана с коронавирусом и ограничениями. Пока болезнь не побеждена, многие боятся возвращения локдауна и проблем с работой. В таких условиях многие предпочитают если уж не снизить, то не увеличивать кредитную нагрузку. В итоге осторожные клиенты сразу же отражаются «минусом» в банковской статистике. Кроме того, представители кредитных организаций говорят о сложностях с оформлением займов. Весной люди не могли лишний раз добраться до банка или оформить нужные документы.

Ещё одна причина, о которой говорят представители отрасли, касается увеличения доли продаж через дистанционные каналы: часто клиенты «примериваются» к условиям и подают онлайн-заявки, чтобы подробно ознакомиться с кредитной программой.

Однако эксперты и аналитики прямо говорят о том, что россияне изменили своим кредитным привычкам. Не последнюю роль сыграли «ожидание и реальность». На фоне заявлений Центробанка о снижении ключевой ставки и соответственных понижений ставок по кредитам заёмщик ждал выгодных условий, но не получил их. Кредитный специалист Moody's Ольга Ульянова пояснила РБК:

При снижении ключевой ставки на 2 п. п. с начала года средние ставки потребительского кредитования опустились на меньшую величину

Маркетинговые уловки банков тоже могли снизить готовность россиян брать кредиты. В рекламе часто показывают условия, которые лишь отдалённо похожи на реальные. А на самом деле клиент видит полную стоимость кредита заметно выше процентной ставки по кредиту, что связано с включениями страховых продуктов. С другой стороны, в пандемию банки хотят обезопасить себя, поэтому чаще предлагают клиентам финансовую защиту.

Теги: Кредиты Население Общество Ключевая ставка Экономика

Статьи и новости по теме: