Где логика? Такой вопрос сегодня хочется задать Министерству труда. Антон Котяков утверждает, что МРОТ будет ежегодно расти, а это сократит разрыв между богатыми и бедными. Именно для этого, по словам властей, и проводятся изменения — поднять уровень жизни за счёт роста показателей. Однако замминистра труда и соцзащиты Ольга Баталина заявляет, что рост МРОТ пассивный, то есть с учётом инфляции его нет. Тогда в чём смысл изменений?
Вопрос увеличения МРОТ возник не просто так. Работодателю невыгоден рост «минималки». Это значит, что низкооплачиваемым должностям придётся повышать оклад и делать больше отчислений во внебюджетные фонды. Платить больше не хочется в условиях, когда доходы бизнеса не растут, а падают. Логично, что какая-то часть предпринимательства уйдёт по зарплатам в «серую» зону.
Однако замминистра труда и соцзащиты не видит проблемы, поскольку рост МРОТ пассивный — 5,5%, что незначительно превышает инфляцию.
«Парламентская газета» цитирует Ольгу Баталину:
Динамичный рост доходов граждан, одновременно взвешенный с возможностью работодателей региональных и федеральных бюджетов, он сбалансирован, предлагаемый в тексте законопроекта. Поэтому мы не видим рисков ухода работодателей в серую зону. Именно поэтому рост минимального размера оплаты труда, он существенный, но не приводящий к тем рискам и вызовам, о которых вы говорите. Мы, конечно, эти риски учитывали
Поясним. «Существенный» рост МРОТ — 90 рублей. Замминистра уповает на естественный рост зарплат, хотя статистика говорит об обратном. ФОТ (фонд оплаты труда) сократился на 800 млрд рублей.
Что касается «серой» зоны, то, судя по статистике, часть бизнеса и работников оттуда и не выходили. По данным Минтруда, 47% зарегистрированных безработных (из 3,36 млн стоящих на учёте по данным на июнь 2020) до постановки на учёте в ЦЗН не работали. Где были эти полтора миллиона человек, неужели сидели без работы и дохода?