В первую волну распространения вируса люди массово скупали продукты, боясь дефицита, роста цен, болезни, ограничений. Власти же в один голос призывали не беспокоиться: магазины не закроются, продукты не исчезнут, цены под контролем. На время ажиотаж спал. Однако новая волна вируса заставила людей снова делать покупки впрок. Власти отговаривают. Эксперты, наоборот, поддерживают запасливость. считая, что это рациональное поведение.
Об ажиотаже говорит увеличение индекса потребительской активности. Особенно выросли расходы на продовольственные товары и лекарства.
Преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами (ВШУФ) Валерий Корнейчук связывает это не только со второй волной пандемии, но и с ростом курса рубля. В интервью ИА Regnum он говорит:
Наблюдающийся рост покупательной активности продолжится, поскольку закупка товаров впрок является рациональным поведением потребителей в условиях падения курса национальной валюты, а уже потом и второй волны пандемии
Председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев считает, что закупаться не стоит.
Скоро пройдет, это очень локально. Мы прошли новую волну, было много волнений по поводу магазинов, по поводу продуктов, но все же помнят, что ничего стадного не произошло и гречку закупать не надо. С продуктами у нас все в порядке, и с туалетной бумагой, надеюсь, тоже. Система работает прекрасно (цитата по РИА Новости)
Подобного мнения придерживаются Владимир Путин и Михаил Мишустин, которые ещё в первую волну советовали россинам не поддаваться панике и не создавать ажиотаж в магазинах, потому что ситуация с поставками надёжная.
Но когда люди слушали власть и делали, как она говорит? Мы всё-таки видим повышенный спрос на продукты и лекарства.
Руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов утверждает:
Как бы ни казалось странным в XXI веке запасаться макаронами, консервами, спичками и туалетной бумагой, но эта стратегия облегчила участь многим, вынужденным самоизолироваться
Мешок макарон, сахара и пирамида из банок с консервами скрасит вынужденную изоляцию, вызванную болезнью, и порадует во время роста цен. Те, кто закупил сахар весной по 39 рублей подсчитывают экономию сейчас, когда он стоит 56 рублей.
Константин Ордов по этому поводу говорит:
Возможно, поголовной изоляции в ближайшие недели не случится, но цены в магазинах явно не снизятся, поэтому лучше уж поддержать свою экономику, обеспечивая внутренний товарооборот, чем скупать валюту, либо рисковать, спекулируя на фондовом рынке. Главное делать это без фанатизма, рационально
Цены, выросшие из-за ажиотажа, остаются с нами навсегда. Получается, что мы сами их себе делаем, закупая макароны на три месяца вперёд.
Мы не ждём дефицита, поскольку весенняя эпидемия показала — продукты пропадают с полок, но потом возвращаются. Однако цены растут, контроля за ними мы не видим, случаев снижения не помним.