Представим среднестатистического российского автомобилиста: у него есть ОСАГО, на Каско же водители экономят. Хуже эвакуации автомобиля, оплаты хранения машины и штрафа за неправильную парковку может быть одно. Забрав авто со штрафстоянки и приехав на радостях в родной двор, водитель видит царапины или вмятины на капоте. Страховая откажется компенсировать убытки по ОСАГО: эвакуация – не ДТП. Разъярённый хозяин возвращается на штрафстоянку и требуют компенсацию. А в ответ разводят руками и говорят: а всё, голубчик, а надо было раньше… Между тем со штрафстоянки или компании эвакуатора можно выбить деньги на компенсацию ущерба. Ведь виновник, забирая авто на хранение, обязуется вернуть имущество в целости и сохранности.
Прежде чем вы заберёте машину со штрафстоянки и оплатите издержки за её хранение, вы должны подписать акт приёма-передачи. Главное, что вы должны сделать, прежде чем сесть за руль, – проверить состояние машины и не подписывать акт, если нашли новые повреждения.
Помните: подписанный акт приёма-передачи «обнуляет» все претензии со стороны водителя. Перед подписанием документа внимательно осмотрите автомобиль, проверьте состояние лакокрасочного покрытия, колёс, дисков, стёкол, зеркал. Если повреждений нет – забирайте машину. А если есть видимый ущерб, которого до конфискации не было, придётся разбираться с сотрудниками стоянки или службой эвакуации.
Вы осмотрели авто и обнаружили повреждения, запросили протоколы и снимки, высказали претензию владельцу стоянки… а он ни в какую не соглашается признавать вину. Тогда придётся доказывать свою правоту в суде. После осмотра вы подписываете акт приёма-передачи, в котором и должны указать результаты осмотра.
Что указывается в акте приёма-передачи:
Сведения о состоянии машины фиксируются в трёх разделах акта приёма-передачи, но в последней части документа владелец вправе указать на повреждения, которые не были описаны в первом и втором разделах. На основании хода осмотра и можно подавать претензию владельцу стоянки или службы эвакуации – в зависимости от того, кого вы считаете виновником.
Все вопросы нужно решать на месте: и осмотр, и написание претензии в службу эвакуации или штрафстоянки. Она подаётся на имя генерального директора или заведующего организацией. В претензии указывают:
Подать претензию службе эвакуации можно в двух случаях.
1. Авто повредили, и вы уверены, что виноват эвакуаторщик. Ссылайтесь на ст. 906 Гражданского кодекса. Согласно статье, правоотношения по хранению имущества вступают в силу не только на основании гражданско-правовых договоров, но и в силу закона. Обязательство за сохранение вещи может вытекать из административных, уголовных, налоговых правоотношений, говорится в комментарии к статье.
Конфискация авто на основании ст. 27.13 КоАП – это административное правоотношение, наш случай. Хранение в силу закона распространяется на арестованное и конфискованное имущество. А лицо, отвечающее за хранение, – собственник штрафстоянки – в силу закона обязуется обеспечить сохранность вещи и понести санкции за ненадлежащее хранение.
Согласно главе 47 ГК РФ, договор хранения заключается между хранителем – владельцем штрафстоянки и поклажедателем – водителем/хозяином автомобиля. Заметьте, поклажедатель – не сотрудник ГИБДД и не эвакуаторщик, который пригнал авто. В соответствии со статьями 896-898 ГК, поклажедатель обязуется оплатить хранителю затраты на хранение и транспортировку вещи. А хранитель обязуется обеспечить сохранность вещи по ст. 891 ГК РФ.
2. Вы не согласны с законностью эвакуации. Например, на месте парковки не было запрещающего знака, а машину всё равно конфисковали. Или транспортное средство забрали при вас, хотя вы могли отогнать машину и устранить нарушение правил остановки и стоянки.
В таком случае сотрудник ГИБДД нарушил требования ст. 27.13 КоАП, п. 1.1: задержание ТС прекращается в присутствии водителя до того, как машину начнут эвакуировать. Вы вправе подать претензию на незаконное решение сотрудника ГИБДД и требование к штрафстоянке оплатить расходы на эвакуацию, хранение автомобиля и проезд в общественном транспорте до места задержания.
Бывает и так, что руководство стоянки добровольно соглашается компенсировать убытки. Но будьте готовы отстаивать правоту в суде. Главное – запастись доказательствами, терпением и не подписывать акт приёма-передачи до осмотра автомобиля.