Доверяй, но проверяй – это об исполнительных листах. Представим ситуацию: в банк заявляется взыскатель и предоставляет судебную кляузу на злостного неплательщика. Финансовая организация не вправе отказать и переводит деньги на счёт «пострадавшего» кредитора. Спустя время заявляется «должник» и требует вернуть деньги – никакого долга не было. Выясняется, что приходил не взыскатель, а обычный мошенник с фальшивым исполнительным листом. И пострадал «псевдодолжник», которому деньги уже не вернуть.
Банки требуют радикальным способом бороться с поддельными исполнительными листами, пишет РБК. Финансовые организации хотят получить право отказывать в переводе денег по решению суда, если операция кажется подозрительной. Сейчас банк не вправе оспорить перевод денег по исполнительному листу согласно 115-ФЗ «О противодействию легализации доходов».
Исполнительные листы часто помогают обналичить деньги – как легально, так и противозаконно. Участники рынка называют два способа махинаций: создание фиктивной задолженности и подделка исполнительных листов. В первом случае компании вступают в сговор и обращаются в суд, чтобы на законном основании списать деньги с одного счёта на другой. Во втором – создаётся «двойник» реального человека на основе похищенных персональных данных. И банк, сам того не желая, становится пособник кражи, переводя деньги со счёта клиента мошеннику. При этом уведомлять клиента о взыскании средств финансовая организация не обязана.
Что ещё предлагают банки:
Такие предложения Национальный совет финансового рынка (НСФР) направил Минюсту. Замруководителя НСФР Александр Наумов считает, что списание долгов по исполнительным листам – распространённая практика для вывода денег за границу и «отмывания» доходов. Поэтому взыскатели должны подавать документы в банки через официальный канал власти.
Корни проблем и у отмывания денег, и у мошенничества через исполнительные листы одни и те же: банки не имеют возможностей с абсолютной точностью верифицировать такие документы и отказывать в их приеме, – рассказал Наумов РБК
Банки поддерживают предложение НСФР и считают, что электронный оборот между судами, приставами и финансовыми организациями исключит мошенничество с исполнительными листами.
Однако некоторые эксперты считают предложение излишним. Банки начнут чаще отказывать в переводах по решению суда, прокомментировал РБК идею НСФР юрист Владимир Евремов. Введение дополнительных реквизитов тоже станет проблемой: придётся собирать дополнительные сведения на этапе судебного разбирательства и решение споров затянется. А при взыскании долгов счёт идёт на дни.
К тому же новые требования усложнят процедуру взыскания зарубежным судам. В разных странах требования к содержанию исполнительных листов различаются, напоминает юрист Юрий Федюкин. «Видимо, предполагается, что суды всего мира будут подстраиваться под требования к содержанию исполнительных листов, предъявляемых в России», иронично замечает эксперт.