К списку новостей

Игры разума: почему цены растут медленнее, чем нам кажется

Алексей Прокопьев
07 мая 2021 14:30
1995
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Наверняка вы не раз слышали, а то и сами употребляли понятие «реальная инфляция». Это цифра, противопоставляемая «официальной инфляции» от Росстата и, как правило, превосходящая её в два, три, пять (нужное число подчеркнуть) раз (ну ведь не на жалкие шесть процентов выросли цены за последний год!). Однако – забавный парадокс! – «реальная инфляция», если разобраться, как раз-таки нереальная. Она – плод иллюзий, порождаемых нашим разумом, или, говоря учёным языком, когнитивных искажений. Каких? Сейчас узнаете.

Сахарные иллюзии

Главное или, во всяком случае, самое распространённое когнитивное искажение в истории с инфляцией – это генерализация частного случая. Человек видит, как выросли в цене отдельные товары или услуги, и распространяет впечатление от этого события (понятно, негативное) на весь рынок: «Всё подорожало».

Яркий и памятный всем пример – сахар, удорожание которого в конце прошлого года взволновало даже российского президента и стало настоящей сенсацией. Действительно, по сравнению с началом 2020 года сахар-песок прибавил в цене порядка 70%. Но вряд ли даже самые заядлые пессимисты возьмутся утверждать, что на 70% за несколько месяцев подорожали все товары. Между тем, в иных, не столь исключительных случаях, проецирование ситуации с одним товаром на другие – типичное явление.

Замечательно, что тот же сахар поможет нам с демонстрацией ещё одного когнитивного искажения – селективного восприятия. Ведь до своего 70-процентного удорожания сахар-песок в течение четырёх лет (!) дешевел, потеряв в цене к началу 2020 года около 40%. Кто-нибудь обратил на это внимание, пожаловался президенту? Нет, потому что мы не склонны замечать явления, не вписывающиеся в наши ожидания и при этом не выступающие раздражителем. «Картина жизни» в голове типичного россиянина не предусматривает, что продукты могут дешеветь. И, естественно, падение цен на товары не раздражает никого, кроме их производителей. Поэтому оно остаётся «невидимым», не фиксируется нашим разумом. А если даже фиксируется, то вскоре забывается, ибо в имеющемся представлении такому факту нет места.

Цены в телескопе

А теперь проведём маленький эксперимент. Дано: проезд в московском метро по разовому билету подорожал с 40 до 50 рублей. Вопрос: в каком году это произошло? Дополнительная информация: сейчас разовый билет стоит 60 рублей. Не волнуйтесь, это не вопрос на знание, вы должны дать именно что предположительный ответ.

Реклама
Реклама
Квартиры с видом на доход
Доход до 40% в год при покупке квартиры ПИК
Подробнее

Практически наверняка вы назовёте дату, удалённую от сегодняшнего дня на пару-тройку лет. А между тем, упомянутое событие произошло 1 февраля 2015 года – свыше шести лет назад.

Когнитивное искажение, которое заставило вас ошибиться, называется эффектом телескопа и заключается в том, что люди склонны неосознанно приближать во времени события, точной датировки которых не помнят. Разум работает как телескоп, иллюзорно превращая далёкое в близкое. Тот же эффект сработает, если вы попытаетесь вспомнить, сколько платили за какой-нибудь товар, скажем, год назад – собственный разум подсунет вам цифру двух- или трёхлетней давности, но вы этого не поймёте. Именно эффект телескопа создаёт иллюзию быстрого роста цен, порождающую возгласы вроде «Да совсем недавно это стоило в два раза дешевле!». Да, стоило в два раза дешевле. Но давно.

Если не верите на слово, проверьте (если верите, тоже проверьте). Можно найти старые чеки и сравнить указанные в них цены с нынешними, а можно зафиксировать нынешние цены (сохранить чек, записать всё в блокнот или компьтерный файл) и обратиться к ним через год-другой. Яркие впечатления вам гарантированы.

Расширяем кругозор

Когнитивное искажение с романтичным названием «ошибка выжившего» тоже ярко проявляется в нашем восприятии инфляции. Люди делают суждения и выстраивают картину мира на основе своего опыта, игнорируя тот факт, что за его пределами остаётся целая бесконечность явлений и возможностей (название феномена подразумевеет, что человек, выживший в катастрофе, склонен считать свои действия успешными, хотя погибшие, возможно, делали то же самое, просто это остаётся вне кругозора выжившего).

Мы говорим «цены выросли», опираясь только на узкий перечень товаров и услуг, которыми пользуемся регулярно. И забываем, что великое множество других товаров и услуг могут в то же самое время дешеветь или дорожать очень медленно. Серьёзно, когда вы в последний раз покупали чёрную икру? А горох? Табурет, мягкую игрушку, обручальное кольцо, тонну торфа? Когда платили за музейную экскурсию или проживание в студенческом общежитии?

Реклама
Реклама
ВТБ-Вклад в рублях до 20% годовых
Повышенная ставка для клиентов, получающих зарплату или пенсию в ВТБ
Подробнее

Между тем, Росстат при подсчёте официальной инфляции учитывает все эти и сотни других позиций. И не спешите утверждать, что именно они, товары «редкого потребления», занижают показатель инфляции: например, икра и обручальные кольца в последнее время как раз активно дорожали, в то время как отдельные товары повседневного потребления – например, чай в пакетиках – дешевели или слабо менялись в цене. Не заметили, чтобы чай дешевел? Вернитесь назад и прочитайте ещё раз про селективное восприятие.

Когнитивные искажения не служат признаком глупости или невнимательности, они бывают у всех, просто наш мозг работает вот так. Это нужно принять и помнить. А инфляция, разумеется, есть, и сейчас она довольно высокая – в среднем почти шесть процентов, а по отдельным товарам гораздо выше, ужас! Но рассуждать о ней всё же следует, опираясь на факты, а не на ощущения и память. Тогда собственный разум не сможет вас обмануть.

Теги: Продукты Экономия Инфляция Цены Экономика

Статьи и новости по теме: