Наверняка вы не раз слышали, а то и сами употребляли понятие «реальная инфляция». Это цифра, противопоставляемая «официальной инфляции» от Росстата и, как правило, превосходящая её в два, три, пять (нужное число подчеркнуть) раз (ну ведь не на жалкие шесть процентов выросли цены за последний год!). Однако – забавный парадокс! – «реальная инфляция», если разобраться, как раз-таки нереальная. Она – плод иллюзий, порождаемых нашим разумом, или, говоря учёным языком, когнитивных искажений. Каких? Сейчас узнаете.
Главное или, во всяком случае, самое распространённое когнитивное искажение в истории с инфляцией – это генерализация частного случая. Человек видит, как выросли в цене отдельные товары или услуги, и распространяет впечатление от этого события (понятно, негативное) на весь рынок: «Всё подорожало».
Яркий и памятный всем пример – сахар, удорожание которого в конце прошлого года взволновало даже российского президента и стало настоящей сенсацией. Действительно, по сравнению с началом 2020 года сахар-песок прибавил в цене порядка 70%. Но вряд ли даже самые заядлые пессимисты возьмутся утверждать, что на 70% за несколько месяцев подорожали все товары. Между тем, в иных, не столь исключительных случаях, проецирование ситуации с одним товаром на другие – типичное явление.
Замечательно, что тот же сахар поможет нам с демонстрацией ещё одного когнитивного искажения – селективного восприятия. Ведь до своего 70-процентного удорожания сахар-песок в течение четырёх лет (!) дешевел, потеряв в цене к началу 2020 года около 40%. Кто-нибудь обратил на это внимание, пожаловался президенту? Нет, потому что мы не склонны замечать явления, не вписывающиеся в наши ожидания и при этом не выступающие раздражителем. «Картина жизни» в голове типичного россиянина не предусматривает, что продукты могут дешеветь. И, естественно, падение цен на товары не раздражает никого, кроме их производителей. Поэтому оно остаётся «невидимым», не фиксируется нашим разумом. А если даже фиксируется, то вскоре забывается, ибо в имеющемся представлении такому факту нет места.
А теперь проведём маленький эксперимент. Дано: проезд в московском метро по разовому билету подорожал с 40 до 50 рублей. Вопрос: в каком году это произошло? Дополнительная информация: сейчас разовый билет стоит 60 рублей. Не волнуйтесь, это не вопрос на знание, вы должны дать именно что предположительный ответ.
Практически наверняка вы назовёте дату, удалённую от сегодняшнего дня на пару-тройку лет. А между тем, упомянутое событие произошло 1 февраля 2015 года – свыше шести лет назад.
Когнитивное искажение, которое заставило вас ошибиться, называется эффектом телескопа и заключается в том, что люди склонны неосознанно приближать во времени события, точной датировки которых не помнят. Разум работает как телескоп, иллюзорно превращая далёкое в близкое. Тот же эффект сработает, если вы попытаетесь вспомнить, сколько платили за какой-нибудь товар, скажем, год назад – собственный разум подсунет вам цифру двух- или трёхлетней давности, но вы этого не поймёте. Именно эффект телескопа создаёт иллюзию быстрого роста цен, порождающую возгласы вроде «Да совсем недавно это стоило в два раза дешевле!». Да, стоило в два раза дешевле. Но давно.
Если не верите на слово, проверьте (если верите, тоже проверьте). Можно найти старые чеки и сравнить указанные в них цены с нынешними, а можно зафиксировать нынешние цены (сохранить чек, записать всё в блокнот или компьтерный файл) и обратиться к ним через год-другой. Яркие впечатления вам гарантированы.
Когнитивное искажение с романтичным названием «ошибка выжившего» тоже ярко проявляется в нашем восприятии инфляции. Люди делают суждения и выстраивают картину мира на основе своего опыта, игнорируя тот факт, что за его пределами остаётся целая бесконечность явлений и возможностей (название феномена подразумевеет, что человек, выживший в катастрофе, склонен считать свои действия успешными, хотя погибшие, возможно, делали то же самое, просто это остаётся вне кругозора выжившего).
Мы говорим «цены выросли», опираясь только на узкий перечень товаров и услуг, которыми пользуемся регулярно. И забываем, что великое множество других товаров и услуг могут в то же самое время дешеветь или дорожать очень медленно. Серьёзно, когда вы в последний раз покупали чёрную икру? А горох? Табурет, мягкую игрушку, обручальное кольцо, тонну торфа? Когда платили за музейную экскурсию или проживание в студенческом общежитии?
Между тем, Росстат при подсчёте официальной инфляции учитывает все эти и сотни других позиций. И не спешите утверждать, что именно они, товары «редкого потребления», занижают показатель инфляции: например, икра и обручальные кольца в последнее время как раз активно дорожали, в то время как отдельные товары повседневного потребления – например, чай в пакетиках – дешевели или слабо менялись в цене. Не заметили, чтобы чай дешевел? Вернитесь назад и прочитайте ещё раз про селективное восприятие.
Когнитивные искажения не служат признаком глупости или невнимательности, они бывают у всех, просто наш мозг работает вот так. Это нужно принять и помнить. А инфляция, разумеется, есть, и сейчас она довольно высокая – в среднем почти шесть процентов, а по отдельным товарам гораздо выше, ужас! Но рассуждать о ней всё же следует, опираясь на факты, а не на ощущения и память. Тогда собственный разум не сможет вас обмануть.