К списку новостей

Добро пожаловаться: банки будут обязаны отвечать на претензии клиентов

Лада Бонн
01 июля 2021 15:41
670
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Центробанк планирует осенью продвинуть в Госдуму закон, по которому банки будут обязаны отвечать на претензии клиентов. На сегодняшний день такого обязательства у них нет, и граждане не всегда могут добиться своего: людям приходится жаловаться в контролирующие органы или просто «изливать душу» на порталах с отзывами о кредитных учреждениях. Речь об инициативе заходит не в первый раз: будет ли она успешной теперь и что делать, если нет?

Право быть услышанными

Многие банки имеют формы обратной связи на своих сайтах и в приложениях, пожаловаться можно и на горячих линиях, и в офисах. Однако ответы приходят не всегда, а всё дело в том, что нет такого закона, по которому кредитные учреждения обязаны реагировать на обращения. Руководитель службы по защите прав потребителей Центробанка Михаил Мамута отмечает, что всё зависит от банка и его внутренних правил: одни банки отвечают, другие — нет. Получается, что у человека не реализуется одна из главных потребностей в сфере защиты прав — право быть услышанным. Михаил Мамута говорит:

Вот этот законопроект мы планируем, надеемся в осеннюю сессию двигать дальше наряду со многими другими важными инициативами

Примечательно, что осенью 2020 года идея такого закона уже возникала в Центробанке. Однако что-то пошло не так: вероятно, кредитным учреждениям мысль не понравилась, и переход от слов к делу удалось отложить.

Что делать, пока закона нет?

Если жалоба на сайте, в приложении, на горячей линии и в самом банке не возымела действия, то можно пойти дальше. Вариантов не так много, но есть шанс выбрать подходящий в зависимости от цели.

  1. На портале Ассоциации российских банков есть форма для обращений. Её можно заполнить, и получить помощь или разъяснения даже в том случае, если банк формально прав в вашей ситуации.
  2. На сайте Роспотребнадзора можно тоже оставить обращение, если банк нарушил ваши права как потребителя — например, если в договоре есть пункты, противоречащие законам. Ведомство не оставит ваше письмо без рассмотрения, и в течение месяца проведёт проверку по вашему вопросу. Однако, даже если нарушения есть, Роспотребнадзор не обязательно добьётся восстановления справедливости конкретно в вашей ситуации: он может ограничиться предписанием и штрафом в адрес банка.
  3. В Федеральную антимонопольную службу тоже можно пожаловаться онлайн, например, есть банк нарушает законы о рекламе.
  4. Центробанк на своём портале принимает жалобы на банки по любым вопросам. Регулятор имеет прямые рычаги влияния на кредитные учреждения.
Реклама
Реклама
Премиальная карта от Газпромбанка
Кэшбэк на покупки за границей. Выгода до 500 000 рублей в год.
Подробнее

Наконец, если вы уверены в своей правоте, ничто не мешает вам обратиться в суд. Есть и самый простой вариант — оставить отзыв на профильных сайтах: многие банки следят за своей репутацией, и, испортив её таким образом, в какой-то степени вы сможете отомстить нарушителю ваших прав или спокойствия. Правда, ваша ситуация в этом случае вряд ли изменится.

Теги: Центробанк Законопроекты Законы Население Роспотребнадзор ФАС

Статьи и новости по теме: