Последнее время много говорят об обязательной вакцинации. В очередной раз об этом заявил руководитель Центра имени Гамалеи Александр Гинцбург. Но что значит «обязательная»? Несогласных свяжут и сделают укол, накажут рублём, ограничат во всём? Наши законы вообще не предполагают принуждения к прививкам.
В интервью «Российской газете» Александр Гинцбург в ответ на вопрос, закончится ли пандемия, говорит:
Это кончится, когда 70-75 процентов населения нашей страны, заодно и земного шара, будут провакцинированы, у которых будут антитела защитные к данному возбудителю. Для этого, безусловно, данный препарат должен быть введён в Национальный календарь прививок. А вакцинация должна быть обязательной. И ещё. Для того чтобы это не повторилось, детишек надо приучать к тому, что нужно обязательно вакцинироваться, как и их родителям. И, соответственно, плакаты должны приучать к этому, как и к тому, что надо мыть руки, чистить зубы и говорить «здравствуйте» и «до свидания»
То есть обязательной вакцина станет, войдя в Национальный календарь профилактических прививок, где сейчас содержатся всем знакомые с детства прививки от полиомиелита, коклюша, кори, краснухи и т. д.
На данный момент законопроект о включении прививки от коронавируса в Национальный календарь вынесен на рассмотрение в Госдуму, но движения по нему нет.
Сейчас действуют другие нормативно-правовые акты. В частности — Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
В чём разница между двумя календарями? В Национальном календаре установлены сроки, виды прививок и возраст человека для вакцинации и ревакцинации, а в Календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям не прописан плановый порядок. То есть уколы ставят только при угрозе распространения вируса.
Календарь профилактических прививок не самостоятельный документ. К нему должно прилагаться постановление от властей региона, где наблюдается эпидемия.
Вот это мы сейчас и наблюдаем. Главный санитарный врач региона издаёт приказ об обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям.
На данный момент в большинстве регионов такие приказы есть. Прививку ставят работники определённых сфер деятельности. Но право на отказ всё равно есть. Другой вопрос — какие последствия он будет иметь.
В ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ перечислены последствия. Их всего три:
Получается, что если не прививаешься, то и на работу не ходишь, зарплату не получаешь.
Добровольность вакцинации есть, но выбора нет.
Плюсом к этим ограничениям власти расширяют запреты. Сейчас мы видим, что непривитых не пускают в кино, кафе, театр, бассейн, спортклуб и прочие общественные места. Разговоры уже ведутся о запрете передвигаться на общественном транспорте и входить в детский садик.
То есть к вакцинации никто никого не принуждает и принудить не может. Но власти создают такие условия жизни, что хочешь не хочешь, а пойдёшь и сделаешь укол, чтобы жизнь вновь стала полноценной.
После введения прививки в Национальный календарь жизнь изменится только в тех регионах, где сейчас обязательной вакцинации нет, а таких единицы.
Но это лишь при условии, что другие нормативно-правовые акты не изменятся.
Александр Гинцбург отмечает, что QR-коды показали свою эффективность. С их введением количество прививающихся в Москве повысилось со 100-150 тыс. в день до 700-800 тыс. в день. После отмены кодов показатель вновь упал до 50-70 тыс. в день. Стоит ли удивляться тому, что практика QR-кодов распространилась по всей стране?
В заключение приведём слова Александра Гинцбурга:
Невакцинированным так же нехорошо быть, как, допустим, извините, плеваться или что-нибудь еще… Или ходить с грязными руками