К телефонному спаму все уже привыкли — звонят из банка, значит у них «для вас есть новое выгодное предложение». Известны и многие уловки мошенников, по словам которых «ваша карта заблокирована» и нужно назвать код из СМС. Но что означают «немые» звонки? И как из-за этого можно потерять свои деньги?
Чаще всего в трубку молчат именно мошенники. В зависимости от реакции жертвы, они могут применить самые разные стратегии. В итоге для абонента данный звонок может как пройти без последствий, так и привести к потере денег.
Злоумышленники не звонят на все номера подряд — это слишком затратно. Сначала к ним в руки попадает какая-нибудь база телефонных номеров и «прозвоном» проверяются действующие из них. Если трубку взяли, значит, с номером можно «работать». Его заносят уже в актуальную базу, а затем звонит привычный «сотрудник Сбербанка» и начинается мошенническая операция.
Впрочем, таким же образом номера проверяют и различные магазины или даже банки. Поэтому после «холодного звонка», на ваш номер может начать приходить различный рекламный спам.
Некоторые могут подумать, что молчание — это проблемы со связью, а входящий звонок может быть очень важным. Поэтому люди начинают набирать отобразившийся номер, чтобы выяснить причину звонка. Очень часто после этого со счёта мобильного снимаются деньги. Это старый способ мошенников заработать благодаря платному номеру.
Но иногда на том конце опять же оказываются менеджеры по продажам, которые таким способом вынудили вас позвонить. Закон не нарушен — вы сами к ним обратились, а дальше начинаются попытки что-нибудь вам продать.
Наконец, ещё одна причина «немых» звонков — добиться от вас какого-нибудь ответа. Например, чтобы вы сказали «да». Ваш голос при этом запишут и попытаются получить с помощью него доступ к вашим банковским данным. Это касается случаев, когда кредитные организации позволяют совершать операции, используя биометрию. Правда, одного вашего слова будет недостаточно. Едва ли банки возьмут на себя такие риски, не получив полного подтверждения, что с ними разговаривает их клиент, а не его записанный голос. Тем не менее лучше всё же избегать утвердительных ответов и ограничиться словом «алло» или «слушаю».
Лучше всего вообще не отвечать на звонки с неизвестного номера. К сожалению, это не всегда возможно — бывает, что действительно ждёшь важного звонка, чем и пользуются мошенники.
Второе правило — не перезванивать, если звонок сбросили. Если вы всё же это сделали, то лучше молчать (теперь вы будете в роли «молчуна») и ждать, что вам ответят.
Можно также проверить входящий номер — вбейте его в любой поисковик. Если это мошенники (или спамеры), то вы найдёте много комментариев. Для проверки существуют также специальные приложения. Но мошенники тоже не стоят на месте и знают об этом, поэтому часто обновляют свои номера.
Занесите номер в свой чёрный список и не берите трубку при повторном звонке. Некоторые телефоны позволяют блокировать нежелательные звонки автоматически. Сделав несколько неудачных попыток связаться с вами, мошенники удалят ваш номер из своей базы.