Дистрибьютор и дилер - кто это, в чем разница и чем занимаются

21 апреля 2025 14:58
15601
Екатерина Линник

Дилеры и дистрибьюторы – это посредники между производителями и конечными потребителями. У них похожие цели: сделать так, чтобы товар или услуга дошли до покупателя. Но достигают этого они разными способами. Разберём, чем отличается дилер от дистрибьютора, говоря простыми словами. Также рассмотрим, как стать специалистом в этой сфере.

Содержание статьи

Дилер – кто это

Дилер – это физлицо или компания, работающие напрямую с производителями или дистрибьюторами. Дилеры – это посредники в цепочке продаж: они заключают договоры, выкупают товар, обеспечивают его транспортировку, хранение, продвижение и продажи розничным магазинам или торговым сетям.

Дилерство есть практически во всех сферах. К услугам таких посредников обращаются не только те, кто занимается продажей продуктов, автозапчастей, лекарств, непродовольственных товаров. Кто такие дилеры, знает тот, кто хотя бы раз покупал машину в автосалоне. Такие специалисты также работают на рынке ценных бумаг.

Чем занимается дилер

Дилерская деятельность подразумевает посредничество, которое работает так:

  1. Коммерческая компания или частное лицо находит производителя или поставщика, заключает с ним договор.
  2. Расплачивается за товары из своего кармана.
  3. Товары переходят на хранение. За транспортировку и организацию работы складских помещений отвечает посредник.
  4. Посредник находит покупателя, например, сеть торговых точек, и реализует продукцию ему.
  5. Разница между той ценой, по которой товар продан в магазины, и той, по которой куплен у производителя, – полученная прибыль.

Дилерская деятельность имеет жёсткую конкуренцию. Недостаточно найти производителя, купить у него продукцию, разместить на складе и продавать магазинам. Приходится продвигать свои услуги и сам товар, тратиться на рекламу, маркетинг.

Дилерство – это взаимодействие не только с продавцами, но и с конечными потребителями. Эти посредники могут заниматься продажей товара покупателям через торговые точки, предоставлять консультации, гарантийное обслуживание.

Дилер – это, простыми словами, оптовик. Сам он не производит товар, но помогает встретиться производителям и продавцам.

Как стать дилером

Чтобы стать дилером, необходимо:

Первый этап – регистрация в качестве предпринимателя или юрлица. Потребуется стартовый капитал, поскольку партию товара нужно выкупать за собственные деньги. Также важно составить хотя бы минимальную клиентскую базу.

Работать можно по разным схемам. Например, субдилер работает не напрямую с производителем, а с основным дилером. Некоторые сотрудничают только с конкретными брендами: занимаются определённой продукцией от момента покупки у производителя до послегарантийного обслуживания.

Реализовать товары можно не только через торговые сети, но и самостоятельно. Но важно учитывать особенности дилерского договора, в котором, например, может быть запрет на сотрудничество с другими брендами.

Кто такой дистрибьютор

Ещё один профессиональный посредник называется дистрибьютором. Такие специалисты также сотрудничают напрямую с производителем и поставляют товары на рынок. Обычно работают с более крупными партиями, не так сильно ограничены географически, часто заключают договоры с несколькими фирмами одновременно.

Дистрибьютор – это, простыми словами, более крупный посредник, в основном в статусе юридического лица. Главное отличие дилера от дистрибьютора – масштаб работы. Первый обычно представляет какой-либо региональный бренд и работает на небольшой территории, а второй может охватывать несколько регионов и стран, работать с десятком предприятий.

В чём заключается деятельность дистрибьютора

Что такое дистрибьютор:

Дистрибьюторы – это, простыми словами, те же дилеры, но с другими масштабами деятельности. Отвечают не просто за перемещение товаров от изготовителя в торговые сети, но и за другие аспекты процесса: логистику, хранение, соблюдение законодательства (лицензирование, сертификацию, маркировку и др.).

Официальный дистрибьютор зарабатывает на том же, на чём и дилер. Его прибыль – разница между более низкими ценами производителя и конечной стоимостью при перепродаже товаров дилерам или в магазины.

Как стать дистрибьютором

Становятся дистрибьютором без специального образования. Для этого нужно:

  1. Изучить рынок и выбрать подходящую нишу: заниматься товарами конкретного бренда, определённым типом продукции или услуг.
  2. Получить официальный статус: ИП или ООО.
  3. Найти производителей и заключить с ними договор.
  4. Определить круг покупателей.
  5. Обеспечить соблюдение норм законодательства. Например, получить лицензии, если они нужны для продаж определённого типа товаров.
  6. Организовать логистику, хранение, упаковку, продвижение, поддержку покупателей.
Кто такой дистрибьютор в торговле или иной сфере? Фактически это начальное звено цепочки, от которого продукция переходит мелким оптовикам или сразу в розницу.

Какие различия между дилерами и дистрибьюторами

Деятельность таких компаний или ИП имеет много похожего: они играют роль посредника, но масштабы работы и формат договорных отношений разнятся. Разберём подробнее, чем отличается дилер от дистрибьютора.

Разница: функции и ответственность

Дистрибьютор и дилер чаще всего работают с крупными компаниями, которым невыгодно самостоятельно заниматься продажей товаров и услуг. Они участвуют в процессе распределения продукта: выкупают средние или крупные партии на производстве, а затем продают в одну или несколько торговых точек, а иногда и напрямую конечному потребителю. Но у каждого в работе есть определённая специфика.

Локация работы

Охват рынка обычно отличается:

В соответствии с охватом рынка выстраиваются и другие аспекты работы. Например, в первом случае маркетинг работает на локальном уровне – нацелен на покупателей из определённого региона или населённого пункта. Продвижение товара у дистрибьюторов рассчитано не только на конечного потребителя, но и на перекупщиков, более мелких оптовиков.

Международный дистрибьютор работает одновременно в двух и более странах – может обеспечивать поставки российской продукции за границу или иностранных товаров на территорию РФ.

Принадлежность товаров

Кто такой дистрибьютор простыми словами? Фактически это официальный представитель производителя. Он может получать эксклюзивные права на товар при работе на определённой территории: находить точки сбыта, заниматься логистикой, хранением, обеспечивать рост продаж, гарантийное обслуживание.

Часто работает с дилерами, более мелкими оптовиками – поставляет продукцию не напрямую в розничные точки, а сети дилеров, с которыми заключил договор. С конечными покупателями обычно не взаимодействует, но представляет бренд или торговую марку на рынке.

Закупка товара у изготовителя происходит по более низким ценам, чем в рознице. Обычно это крупные партии, которые аккумулируются на складах, упаковываются, а затем по мере необходимости распределяются среди дилеров или торговых точек. Дистрибьюторы закупают товары за собственные деньги и действуют от имени компании-производителя.

Дилеры также тратят свои средства на выкуп продукции, но обычно она предназначена для немедленной продажи. Партии не такие крупные, охват рынка меньше, есть взаимодействие с потребителем, возможность определять цены для конечного покупателя.

Бизнес-модели посредников тоже имеют различия. Дистрибьюторы используют цены производителя и не могут самостоятельно увеличивать или снижать их. Дилер же ставит свою наценку в соответствии с рыночными условиями.

Партнёры

Кто такие дистрибьюторы? Это крупные посредники, действующие на определённой территории. Они взаимодействуют с производителем, второй стороной обычно выступают дилеры, реже – торговые точки без участия более мелких посредников. Условия партнёрства закреплены договором. Например, эксклюзивный дистрибьютор может работать только с одной фирмой и представлять лишь её товары.

Дилеры работают иначе – они могут закупать продукцию и у дистрибьюторов, и напрямую у производителей, работают с ритейлом и конечными потребителями. Территория их деятельности обычно ограничена, как и ассортимент товаров, перечень партнёров.

Дилеры могут работать в одиночку или объединяться в специальные центры: торговые площадки или магазины, в том числе работающие онлайн.

Логистика

Оба варианта распространения товаров предполагают:

В процессе работы приходится прибегать к услугам логистических компаний, курьеров, планировать маршруты. Дистрибьюторы нацелены на длительное хранение, поскольку закупают большие партии. Им необходимо больше складских помещений, нужны разные каналы сбыта. В то же время дилеры могут арендовать небольшой склад, поскольку их продажи занимают меньше времени.

Поддержка продаж

Дистрибьюторы чаще взаимодействуют с клиентской базой, которую составил производитель. Дилерам приходится формировать её самостоятельно. Но в обоих случаях часто не обойтись без маркетинга и рекламы:

Дополнительно в обязанности дистрибьюторов часто входит оформление розничных магазинов в фирменном стиле производителя: выкладка ассортимента, рекламные материалы, использование брендовых цветов.

Теги: Бизнес