Многие, кто сдавал на права, знают, что это не только трудно технически, но и морально. Всё часто зависит от того, кто будет у вас принимать экзамен. Система давно критикуется за человеческий фактор: кто-то получает шанс с третьего раза, а кто-то — с десятого, и нередко это зависит не только от навыков, но и взятки. Теперь власти рассматривают вариант автоматизировать процесс, чтобы убрать субъективность.
В новой Стратегии повышения безопасности дорожного движения появился пункт о возможном внедрении автоматизированного приёма экзаменов:
Повышение безопасности участников дорожного движения включает в себя <…> развитие системы проведения экзаменов на право управления транспортными средствами, включая рассмотрение вопроса о возможности внедрения автоматизированного приёма экзаменов
Сейчас экзамены проходят в два этапа — теория и практика. Для популярных категорий В, С и D «площадку» отменили, и практическая часть проходит сразу в городе. На результат влияет экзаменатор. Его опыт, подход, усталость — всё это отражается на оценке. Норма требований может отличаться даже в одном городе. Отсюда и недовольство кандидатов: один инспектор прощает мелкие ошибки, другой — нет.
Автоматизация должна решить эту проблему. Но как это будет работать, пока в документе не прописано. Однако в постановлении правительства от 2021 года уже были детали. Например, система сможет фиксировать: пересечение разметки, скорость, включение поворотников, работу с коробкой передач, время выполнения задания. Комплекс оценивает ситуацию по заранее заданным параметрам и снижает риск ошибок, связанных с личным восприятием экзаменатора.
Российские эксперты считают, что автоматизация реальна и для отечественной системы. По словам представителей Общественной палаты, которые дали комментарий ТАСС, многие страны уже используют автоматизированные площадки, и технологии позволяют это внедрить и в городском экзамене. Некоторые операции в перспективе могут оценивать с помощью искусственного интеллекта.
Однако сроки внедрения пока не определили. В Стратегии указано лишь намерение рассмотреть вопрос. Министерство внутренних дел ранее сообщало, что уже работает над техническими комплексами, которые помогут экзаменаторам при проведении практического экзамена в городе. Но для полноценного перехода к автоматическому приёму нужно время для модернизации системы.
Если система заработает, экзамен станет более прозрачным. Кандидаты будут понимать, что результат зависит не от настроения экзаменатора, а от конкретных действий. Это может снять часть напряжения и создать единый стандарт оценки. Но остаются вопросы: сможет ли техника учитывать сложные дорожные ситуации, где требуется оценка контекста, и как будет устроено взаимодействие человека и машины в процессе экзамена.
Сегодня никакой автоматизации нет: у вас по-прежнему принимать экзамен будет инспектор, а тренироваться в городе продолжите с инструктором. Более подробно об этом процессе мы рассказали в статьях: