В интернете уже есть немало роликов, на которых учитель бьёт ученика линейкой или учебником по голове или водитель маршрутки вытаскивает несовершеннолетнего пассажира, потому что у того не проходит оплата проезда по карте. Почему людей, которые не могут контролировать своё поведение, допускают до учёбы детей или выезда в рейс? Неужели у начальства нет полномочий по своевременной проверке психического и психологического здоровья работников, занятых на опасных и важных работах? Кажется, скоро они появятся.
С 1 марта 2026 года работодатели в России смогут сами решить, кого отправить на проверку к психиатру. Прежде всего, речь идёт о тех, кто и так по долгу службы должен проходить периодический медосмотр у психиатра. Например, водители, учителя, полицейские и другие. Теперь для этого не понадобится заключение врача. Достаточно «заметить признаки болезни» на медосмотре. Эксперты бьют тревогу: такие правила могут дать простор для злоупотреблений со стороны руководителей по отношению к сотрудникам.
Раньше работодатель мог направить сотрудника в больницу только с заключением врача. Теперь — достаточно того, что у руководства появились подозрения на то, что работник не вполне психически здоров.
Следует оговориться, что сам руководитель – не врач, он не может отличить невроз от ипохондрии, излишней ранимости или шизофрении. Сама же диагностика проходит в психиатрическом стационаре. Она занимает много времени — дни или даже недели.
Если врачи поставят психиатрический диагноз, человек может быть признан непригодным к работе. Но ещё до этого момента сам факт направления в психдиспансер может негативно отразиться на репутации. Коллектив может начать смотреть на коллегу иначе, даже если диагноз не подтвердится.
Роман Сулейманов, доцент кафедры психиатрии РУДН, говорит:
Новые правила открывают путь к злоупотреблениям
Начальник может использовать проверку как способ давления. Например, если между ним и сотрудником возник конфликт. Направление в психиатрическую больницу — не просто формальность. Это серьёзное испытание для человека.
При этом эксперт признаёт: бывают случаи, когда поведение работника вызывает тревогу. Если человек управляет поездом или учит детей, его эмоциональное и психическое состояние должно быть идеальным, а риск причинения вреда другим должен вообще быть исключён. В прошлом были трагедии, после которых только выяснялось, что сотрудник нуждался в помощи.
Минздрав успокаивает: изменения носят технический характер. В ведомстве заявляют, что всё останется по старому, а список тех, кто обязан часто проходит психиатрическое освидетельствование, даже сокращён. В Минздраве подчёркивают: признаки заболевания будут выявлять на медосмотре, а направление в диспансер оформлять работодатель.
Но кто и как будет фиксировать «подозрения в неадекватности» — пока неясно. Очевидно одно: границы между заботой о безопасности и вторжением в личную жизнь становятся всё шире. Доверие между работником и начальником — хрупче.