В третьем квартале россияне купили каско почти на 100 млрд рублей, что на 2,4% больше, чем год назад, свидетельствуют данные Центробанка. Неожиданный рост нельзя объяснить автокредитами. Тут кроется иная причина. ЦБ рассказал, почему автовладельцы массово страхуют машины.
В третьем квартале 2025 года объём взносов по каско вырос на 2,4%, до 91,1 млрд рублей, за девять месяцев — до 240,7 млрд рублей, говорится в «Обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков» ЦБ. Прирост обеспечили исключительно физические лица. Компании, наоборот, реже покупали страховки.
Больший объём в рублях объясняется не удорожанием страховок. Количество договоров увеличилось более чем на 500 000 и достигло 6,2 млн штук.
Объяснить рост покупками новых автомобилей, в том числе в кредит, не получится. За девять месяцев 2025 года продажи новых машин упали на 22%, а объём выданных автокредитов — в 1,7 раза.
Как считает ЦБ, рост рынка каско связан с тем, что граждане активно страхуют подержанные автомобили из-за повышения цен на них:
Сегмент страхования автокаско поддерживается расширением спроса на страхование подержанных автомобилей в связи с увеличением стоимости транспортных средств и восстановительного ремонта
Почему дорожают авто, прекрасно известно. Минпромторг неоднократно в течение года менял правила утильсбора. В последний раз — с 1 декабря. В результате последнего обновления за импортные автомобили, ввезённые из-за границы, придётся отдать в казну миллионы рублей. А впереди 1 января 2026 года и дополнительное повышение утильсбора. Так что выгоднее уберечь старую машину, чем покупать другую.
Только судя по среднему чеку (21 500 рублей), автовладельцы предпочитают покупать каско с ограниченным набором рисков. То есть страховка покрывает не всю величину возможного ущерба. К примеру, страхование только от угона. В некоторых случаях такой подход обоснован, но нужно тщательно просчитывать риски. Иначе экономия выйдет боком.