2020 год – революционный для обязательного автострахования. Центробанк изменил тарифы, разрешил страховщикам учитывать индивидуальные параметры водителя и авто при расчёте цены на полис. Автостраховщики тем временем посчитали, что детали на популярные марки и модели подорожали почти на четверть. И, раз теперь страховщик вправе диктовать стоимость полиса, подорожает ли «автогражданка» так же сильно следом за комплектующими?
Наименований деталей и комплектующих – миллионы, и каждая позиция отличается по цене, зависит от марки и модели машины. Например, только в справочник Российского союза автостраховщиков входит более 40 млн позиций. Но это общее количество наименований: страховщики упростили себе жизнь и создали так называемую корзину примерно из 5 тыс. комплектующих, которые чаще всего страдают в ДТП. Основные позиции – фары, крылья, крышки багажника, бамперы и прочее. Запчасти отбирали в зависимости от популярных марок и моделей машин.
Страховщики посчитали, насколько в среднем подорожали самые популярные детали, и получили устрашающие 23%. Но есть марки, которые в разы подняли стоимость. Например, у Toyota – на 40%, у Mitsubishi – 30%, рассказал «Российской газете» глава РСА Евгений Уфимцев.
Почему так резко взлетели цены деталей? Запчасти всегда дорожали, но сегодняшний рост цен – едва ли не рекордный. Корзина подорожала на 10 млн рублей – до 53 миллионов. Уфимцев объясняет это так:
Первое – это существенное изменение курса доллара. Второе – это то, что во время периода пандемии, и даже сейчас, после ее окончания, не все поставщики запчастей и магазины по регионам стали работать нормально. Сокращение количества тех, кто участвует в формировании цен, сказалось на стоимости запчастей. Меньше стало дешевых деталей
Получается, полисы ОСАГО подорожают пропорционально ценам на запчасти? Ведь новые правила разрешают учитывать марки и модели автомобиля при расчёте страховой премии.
Представитель РСА считает, что паниковать рано: комплектующие – это не 100% размера ущерба, причинённого в ДТП. Уфимцев считает, что размер страховой выплаты, которую получает пострадавший водитель, увеличится примерно на 14%. Что касается ОСАГО, оно тоже не сильно подорожает – примерно на 5−6%.
Рост, если и будет, то только для проблемных клиентов. Возможно, для владельцев машин, запчасти на которые подорожали больше всего. Ведь марка и модель автомобиля могут учитываться страховщиком при выборе тарифа. Но после введения индивидуального тарифа и расширения тарифного коридора вот уже две недели мы мониторим ситуацию, и изменений средней премии практически не произошло. Она, как была в начале года 5 500 рублей, так и стоит на этом уровне
Новый справочник распространяется только на ДТП, которые произошли после 20 сентября, добавил эксперт. РСА постоянно мониторит цены на комплектующие и составляет новые справочники раз в полгода. Если курсы валют выравняются, пандемия закончится и на рынке появятся дешёвые запчасти, цены снова упадут. Нередки ситуации, когда курс доллара падал, а вместе с ним – стоимость деталей.