У банка есть обязательства перед клиентами в рамках законодательства государства, а также договора, подписанного между ним и картодержателем. Возвратные платежи регламентируют правила платежных систем, с коими банки-участники подписывают договоры. Так что банкиры не обязаны выставлять требование о чарджбэке по заявлению клиента.
Бывают ситуации, когда возврат платежа с карты острая необходимость, например: вас обманули в магазине и списали деньги за товар, который вы не покупали, вы выезжаете из гостиницы и обнаруживаете, что с вас списали деньги за разбитое зеркало или опустошенный мини-бар, а вы «ни сном, ни духом». Эти деньги можно вернуть, и процедура возврата носит звучное имя Chargeback.
Chargeback — запрос отправляемый вашей кредитной организацией эквайеру при получении заявления с претензией от клиента, т. е. от вас. В некоторых ситуациях инициатором может выступить и сам банк, например, если была произведена операция по несуществующей карте.
У банка есть обязательства перед клиентами в рамках договора, подписанного между ним и картодержателем, и соответствующих законодательных актов. Возвратные платежи регламентируются правилами платежных систем, с которыми у банков есть договоры. Банкиры не обязаны выставлять требование на возвратный платеж, если факты, изложенные в вашем заявлении не попадают в рамки действующих правил платежных систем, договоров и законодательных актов.
В MasterCard рассказали, что банковская карта дает картодержателям, помимо возможностей оплачивать товары и услуги, высокий уровень защищенности средств. В частности, картодержатель может опротестовать транзакции в некоторых случаях:
Платежная система с этой целью предоставляет банкам разные инструменты, в том числе процедуру чарджбэк: чтобы держатели карт имели возможность защитить собственные интересы в перечисленных спорных ситуациях.
Надо понимать, что чарджбэк определяет именно процедуру работы по спорным транзакциям между эквайером и эмитентом, а не между картодержателем и банком. Владельцу карты надо очень внимательно изучить договор-оферту, который заключается с банком при получении «пластика». Ведь именно в нем банкиры сообщают о том, какие услуги и возможности они предоставят по данному конкретному продукту, в какие сроки и при каких условиях возможен возврат средств. Обычно для каждого конкретного случая опротестования требуется отдельная проработка вопроса со стороны эмитента карты.
Банк, получив от пользователя заявление на возвращение уплаченных средств, оценивает возможность вернуть платеж в рамках международной платежной системы. По некоторым заявлениям финорганизация обязана возместить средства в соответствии со статьей 9 ФЗ № 161, по некоторым – не обязана. Но начинать ли чарджбэк, решается в каждом случае индивидуально, исходя из ситуации.
В марте 2022 года многие зарубежные интернет-магазины отказались доставлять уже оплаченный товар в РФ (так как это стало практически невозможным из-за введенных санкций). И тогда многие банки пошли навстречу клиентам, согласившись вернуть потраченные деньги обратно на карты, путем урегулирования.
Максимальный срок на подачу заявления после осуществления платежа устанавливает банк в договоре с клиентом. Но надо знать, что даже когда вы этот срок пропустили, упомянутая статья 9 предписывает банку рассмотреть ваше заявление, а правила MasterCard и Visa подразумевают достаточно продолжительные сроки для отправки чарджбэка. В большинстве случаев речь идет о 120 днях. В этом случае кредитное учреждение имеет возможность отправить требование о chargeback, и у вас имеются шансы получить свои денежки назад.
У платежной системы МИР другая система чарджбэка:
Выглядит процедура так: банк-эмитент направляет требование о чарджбэке, эквайер его проверяет. И если считает чарджбэк обоснованным, то совершает выплату и взыскивает деньги с продавца товара или поставщика услуги, действия которого привели к чарджбэку. Если эквайер не соглашается с требованием о возвратном платеже, им выставляется повторное представление (отбивание чарджбэка). Если эмитент все еще настаивает на осуществлении возвратного платежа, он снова отправляет чарджбэк. В этом есть смысл, если, к примеру, за прошедшее время были собраны какие-то доказательства того, что оплаченный товар не был доставлен. При получении второго чарджбэка начинается арбитраж, здесь ситуацией начинает заниматься платежная система, чтобы рассудить спор, исходя из своих правил.
Расскажем о максимальных сроках полного прохождения процесса чарджбэка на примере MasterCard. После заказа услуги или товара до списания денег может пройти до месяца. Подать заявление на chargeback можно в срок до 120 суток после этого. Эквайринговая организация может отбить возвратный платеж в течение 45 суток. На отправку повторного чарджбэка дается до полутора месяцев, и, наконец, платежная система затрачивает на арбитраж еще до полутора месяцев. В сумме получается до 285 дней со дня совершения оплаты покупки.