Говорить о девальвации пока рано, но первые признаки ослабления рубля скажутся на рынках до конца текущей недели, считают эксперты. Начинают страдать авторынок, электроника и авиабилеты. Экономисты не спешат сравнивать 2020 год с 2014, однако предупреждают – «пострадавшие» будут. И сильнее всего возможный кризис ударит по среднему классу.
Авиабилеты рискуют подорожать на 10% на текущей неделе. Причина — внутренние курсы Международной ассоциации воздушного транспорта, пишет РБК. Каждую неделю организация пересчитывает цены на билеты из стоимости рубля к доллару и евро по курсу Банка России.
По данным Московской биржи, на 14:05 (мск) 12 марта стоимость доллара достигла 75,12 рублей. Евро вырос до 84,4 рублей. 11 марта многие экономисты были настроены позитивно и считали, что доллар остановился на уровне 71,5 рублей. Однако, после сообщения Всемирной организации здравоохранения о начале пандемии коронавируса, нефтяные котировки снова обвалились, акции российских компаний потеряли в цене, курс рубля упал.
Можно ли как-то надеяться, что билеты не подорожают? Как ни странно, да: из-за коронавируса. Заболевание подкосило рынок туризма и удешевило билеты. Вирус пугает народ, спрос падает, туры горят. Что, например, говорит Aviasales: 4 марта евро подскочил на 4,25%, а международные рейсы подешевели на 9,72%. Средний чек опустился до 12,7 тыс. рублей. На 4% обвалились авиабилеты Германию — до 12,9 тыс. рублей, в Испанию — на 5% или 16,9 тыс. рублей. В Италию — на 11%, до 12,03 тыс. рублей. Но сейчас для въезда закрыта северная часть страны. В этих государствах действует карантин из-за коронавируса, Роспотребнадзор не рекомендует россиянам посещать страны. А по направлениям, где ситуация с вирусом более стабильная, перелёты выросли. Например, во Францию билет подорожал на 16% и стоил 18,9 тыс. рублей, в Чехию — на 21,4% до 12,8 тыс. рублей.
Неоднозначная ситуация. С одной стороны, цены упали, есть шанс урвать билеты с дисконтом. С другой стороны, – страшно. Путешественники отменяют даже запланированные на осень поездки. У многих авиакомпаний простаивают рейсы по международным направлениям. С этим, например, столкнулись Utair.
В 2014 году, когда сильно обвалился рубль и курс был гораздо ниже, чем сейчас, россияне бросились скупать бытовую технику. Жители страны приготовились если не к дефолту, то к тотальной девальвации и дефициту иностранных товаров. И решили, что на сбережения нужно купить минимум два телевизора, новые смартфоны, а оставшееся — обменять на валюту.
Сейчас ситуация близка к 2014 году, но слабее. Продавцы электроники отмечают рост продаж. На 49% вырос спрос на технику Apple, пишет «Коммерсант». Учитывая, что тайваньские заводы корпорации отходят от карантина, на котором они «сидели» до середины февраля, сорвался выход нового iPhone. Презентация была запланирована на март. На фоне спроса сокращаются складские запасы — розница отмечает нехватку популярных моделей планшетов iPad, часов Apple-Watch и наушников AirPods. Такими темпами «яблочную» продукцию расхватают за 2−4 недели. Ретейлеры, которые представляют в России Apple, отметили, что даже для праздничных выходных в понедельник, 9 марта, спрос был высокий. Не исключено, что ажиотаж подстегнул ослабевший рубль.
Трудности с поставкой смартфонов Apple есть не только в России. Компания ограничила поставки по всему миру. Bloomberg узнал, что у корпорации недостаёт планшетов iPad Pro. Если ситуация сохранится, через месяц на рынке комплектующих случится кризис. Но дело не только в коронавирусе — если доллар останется дорогим, вырастут цены и на продукцию Apple. А доходы жителей России — вряд ли. Поэтому на гаджеты вряд ли будет спрос даже при достатке в магазинах.
10 марта торги на валютном рынке открылись гораздо мягче, чем ожидалось. Альфа-Банк не считает, что Центробанк ужесточит монетарную политику и изменит ключевую ставку. В 2014 году регулятор 6 раз поднимал КС: с 5,5% в начале года до 17% в декабре. 2014 год закончился с инфляцией 15,4%, только за октябрь—декабрь цены повысились на 6,5%.
Открытие торгов после «чёрного понедельника» 2020 года показала, что рынок оказался сильнее. По оценке главного экономиста Альфа-Банка Наталии Орловой, Банк России «заякорит» на ближайшее время курс доллара на 70−75 рублях. Продавать валюту в рамках бюджетного правила сейчас неэффективно. Поддержка рынка зависит от Министерства финансов — конвертирует ли ведомство средства Фонда национального благосостояния в рубли. Орлова полагает, что если конвертировать 2−3 млрд долларов в месяц, можно сгладить дефицит при ценах на нефть в 35 долларов за баррель.
Инфляция тоже управляема — цель была 4%, в феврале 2020 года по оценке ЦБ — 2,3%. Ослабевший рубль поможет вернуть инфляцию к 4%. Такой показатель снизит давление на Центробанк и позволит не повышать ставку.
Ажиотажа вокруг техники и валюты, как при последнем кризисе, нет. Банк России вряд ли будет поднимать ключевую ставку. Инфляция разгоняться не будет, а достигнет целевого показателя.
Но кто-то должен пострадать? Альфа-Банк считает, что в 2020 году реальные располагаемые доходы вырастут не на 2%, а на 1−1,5%. Правительство обещало «несмотря на слабый рубль» проиндексировать пенсии и выплаты социально незащищённым слоям. У людей с высоким достатком доходы в валюте, от изменений курса богатые только выиграют. У среднего класса — ни выплат, ни компенсаций, ни добротной подушки безопасности в баксах. В 2014 году влияние кризиса острее всего ощутил средний класс. И в 2020 году ситуация, хоть и слабее, но может повториться.