Казалось бы, с ростом спроса на загородную недвижимость сейчас можно продать всё, что угодно, вплоть до избушки на курьих ножках. Продавцы загородных имений ждут, что озолотятся, но клиент нынче взыскателен и желает только самого лучшего. Чего хотят от недвижимости за городом покупатели? РБК выяснил ответ на этот вопрос вместе с экспертами.
Эксперты сообщают, что загородная недвижимость с вычурным ремонтом и излишествами в планировке уже не в моде. Покупатели выбирают панорамное остекление и современную отделку.
Опрошенные РБК эксперты назвали территориальный признак одним из важнейших. Если брать в пример Москву, то самые популярные объекты за городом можно будет найти ближе к МКАД. Чем дальше объект, тем ниже спрос на него. ЦИАН приводит такие данные: 61 процент ищущих загородное жильё рассматривает расстояние не больше 30 километров от Москвы. Руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов готов рассказать, что случается с остальными локациями:
Наиболее удаленные от столицы поселки, а это — преимущественно садово-огородных товарищества, созданные в 1980-е годы для решения продовольственной проблемы жителей Москвы, сегодня практически не пользуются спросом
При этом важна не только транспортная доступность, но и рекреационная зона. Однако многие такие дальние посёлки расположились в окрестностях ЛЭП или на осушенных болотах. Сейчас в подобных СНТ достаточно заброшенных дач, а если доходит до продажи, реальна цена в 150 тысяч рублей за участок.
Непопулярны дома в уединении и отдалении от соседей: причина в том, что обслуживать такие объекты дорого. Куда проще купить недвижимость там, где есть улицы, детские площадки, охрана и другие признаки цивилизации.
Самым популярным видом жилья эксперты назвали готовые дома: 79 процентов просмотров на ЦИАН принадлежит именно им. 2 процента интересуются таунхаусами, а 19 процентов подумывают подобрать участок земли, чтобы построить там жильё по вкусу.
При этом огромные дома начала нулевых уходят в прошлое. Люди строили родовые имения с десятками комнат, домами для персонала и другими дворцовыми атрибутами, но сейчас больше квадратных метров уже не значит лучше. Директор департамента загородной недвижимости компании Knight Frank Олег Михайлик рассказывает, почему большой дом на большом участке утратил позиции:
Непопулярный формат — это большие дома на больших участках, например, когда на гектаре земли расположен дом-тысячник. За такими большими земельными участками и домами нужно ухаживать, это большое вложение денег, сил, энергии и т. д. Сейчас люди, наоборот, стремятся к рационализму, а содержание таких домов даже для состоятельных клиентов — дорогое удовольствие
Нерациональные планировки стали бичом не только в небольших квартирках в городе, но и в домах. Руководитель отдела «Миэль Сущевский» Татьяна Ананьева резюмирует:
Сейчас покупатели предпочитают меньшее помещение, которое можно использовать полностью
Кроме того, изобилие комнат может даже отпугнуть покупателя: сигарные комнаты, сауны, бильярдные строились под вкус одного владельца. Но что делать, если дом надо срочно продать? Увы, огромные хоромы могут искать покупателя по несколько лет. Алексей Попов приводит и случаи, когда дом выкупается ради участка, сносится, а новые хозяева строят то, что им по вкусу. Так, например, покупатели современности хотят не только красот и роскоши, но и функциональной планировки. Каждая спальня с санузлом, гардеробная — много ли архитекторов начала нулевых учитывали эти особенности?
Идеальных домов на вторичном рынке, пожалуй, не существует. Однако есть разница между полной перепланировкой дома и небольшими доделками под личные вкусы.
О ремонте стоит поговорить особо. Руководитель аналитического центра «Инком-Недвижимость» Дмитрий Таганов отмечает важную деталь:
Загородное жилье уже воспринимается не как показатель статуса, а как место для отдыха и повседневной жизни
При этом для продавца намёки на роскошь ни в коем случае не повод сбивать цену. Лепнина не в моде? Но она же дорого обошлась. Дмитрий Таганов комментирует:
При этом сами владельцы нередко завышают стоимость таких домов в разы, требуя за них сотни миллионов рублей. Уникальные, по мнению хозяев, строения продать особенно сложно: ведь в них было вложено много денег, а современный покупатель не готов за это платить
Правда, и дома без отделки тоже не лучший вариант. Многие хотят не вкладывать в ремонт миллионы рублей и выбирать дизайнеров, декораторов и отделочные материалы. Как сообщила Татьяна Ананьева из «Миэль»:
Кроме того, «коробка» требует тщательной строительной экспертизы, не всегда их правильно консервируют. Получается, что затраты на снос или достройку будут непропорционально большими