К списку новостей

Не надо на меня давить. Центробанк разрешит заёмщикам диктовать свои условия

Выберу.ру
24 августа 2020 17:45
252
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Решили купить пирожное, а продавец настойчиво предлагает купить кофе с сиропом и банку варенья в придачу? Знакомо? Другое дело — банк. Идёшь за кредитом на квартиру, а выходишь с деньгами, страховкой, платной смс-подпиской и кипой документов. Нет уж, хватит это терпеть. На совещании в Центробанке решили, что пора остановить тех, кто навязывает заёмщикам дополнительные услуги и ставит дополнительные условия.

При Центробанке недавно прошло заседание по защите прав потребителей: СРО МФО «МиР» выступило против существующего механизма по навязыванию заёмщикам дополнительных услуг. Сейчас тем, кто навязывает ненужное, грозит штраф в двукратном размере стоимости этих услуг. Только вот насколько он пригодится заёмщику? Правозащитники полагают, что куда лучшим вариантом будет заменить штраф для организации на «период охлаждения» для заёмщика. Это две недели, за которые заёмщик при желании сможет отказаться от услуги. Штраф же останется на случаи, когда кредитор не вернёт средства в установленный срок.

Минфин и ЦБ уже давно задумались над наказанием для тех, кто навязывает услуги.

Новый закон и новые проблемы

Напомним, что законопроект о навязывании услуг Госдума приняла в первом чтении 9 июля 2020 года. Текущая формулировка такова:

В случае нарушения права заемщика на свободный выбор услуг кредитор обязан выплатить заемщику компенсацию в двукратном размере произведенных им затрат по оплате дополнительных услуг, оказываемых кредитором и (или) третьими лицами, в течение десяти рабочих дней с даты предъявления заемщиком соответствующего требования

«Коммерсантъ» ссылается на слова главы совета СРО «МиР» Эльмана Мехтиева. По его мнению, формулировка неоднозначна, и в итоге это создаёт правовые риски для кредитора. Проблема в том, что клиент может пожаловаться на навязывание услуг даже через несколько лет, не когда навязывание было доказано, но в течение всего периода «жизни» ссуды. Куда справедливее, по его мнению, ввести период, когда заёмщик может отказаться от дополнительных услуг и вернуть себе их полную стоимость. В этом случае факт навязывания подтверждать не потребуется.

Реклама
Реклама
Премиальная карта от Газпромбанка
Выгода от 500 000 рублей в год. Лимит кешбэка до 40 000 ₽ в месяц
Подробнее

Сейчас подобный период существует, называется «периодом охлаждения» и распространяется только на договоры страхования. В сфере страховок тоже есть проблемы с навязыванием ненужных услуг.

Как отмечает «Коммерсантъ», предложения рассмотрят:

При этом Банк России положительно оценивает подход участников рынка, направленный на недопущение нарушений прав потребителей финансовых услуг, конструктивное взаимодействие, оперативное урегулирование претензий и восстановление нарушенных прав потребителей

Ранее мы уже писали о дополнительных выплатах, банках и ЖКХ.

Теги: Центробанк Население Общество

Статьи и новости по теме: