Январь – это 31 день безденежья. Новогодние премии получили только 15% россиян, зарплату выплатили разом перед праздниками, а деньги ушли на подарки, гуляния и застолье. Вселенная слышит нас и подкидывает варианты: вот реклама кредита, вот – «займобот» в соцсети… Подождите, это же не вселенная, а ловкие таргетологи. «Займоботам» тоже нельзя верить – оставишь номер карты и выведут последнее.
Один из самых высокотехнологичных банков России – «Тинькофф» – попал в мошенническую схему, пишет «Коммерсант». Оказавшись в праздники без денег, люди обращались за микрозаймами. Но вместо микрофинансовых организаций угодили к мошенникам. Злоумышленники пообещали выдать деньги, но сначала потребовали подключить карты к сервису займов. Банком, который обслуживал мошеннические сервисы, оказался «Тинькофф».
В результате гражданам оформили подписку, которая выводила деньги с карты. Подключение карты было обязательным условием для выдачи займа, обойти уловку не удалось.
Сейчас подписка отключена на всех мошеннических сайтах, рассказали изданию в банке. Псевдоброкеры могут подключаться к банку-эквайеру через различные коммерческие сервисы. Некоторые злоумышленники хорошо маскируются под честные компании. В год может появиться несколько сотен псевдоброкеров. В «Тинькофф» также заявили, что реагируют на все жалобы клиентов и блокируют подозрительные платежи.
Крупная финансовая организация не будет заключать договоры на обслуживание счёта с мошенниками. Для банка это чревато потерей репутации.
Проблема в том, что нет закона, который запрещал бы банку предоставлять эквайринговые услуги брокерам. Но обычно банки-эквайеры проверяют операции, которые проводятся по платёжным картам, и приостанавливают обслуживание, если брокер вызывает подозрение. Мошенников можно привлечь к ответственности по ст. 159 УК за несоответствие условиям договора и пользовательского соглашения.
Пандемия сыграла на руку финансовым злоумышленникам, в 2020 году количество пострадавших от телефонных мошенников россиян выросло на 45%. Действия преступников становятся всё более изощрёнными: например, они звонят под видом полиции и сообщают о заведении уголовного дела по заявлению Центробанка. Либо представляются сотрудниками банка и уговаривают приехать в офис, чтобы решить проблему с «выводом денег со вклада».