К списку новостей

«Поздравляем, вам одобрен кредит». Банки перестанут звонить с рекламой?

Лада Бонн
02 августа 2021 13:00
9226
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

«Здравствуйте! Только сегодня для вас — уникальное предложение! Кредит наличными от…» — обычно люди не дослушивают «уникальные предложения» даже до названия банка. «Неужели эта реклама вообще работает, и кто-то берёт кредиты таким образом?!» — изумляются многие. Каждый борется с этим, как может. Одни день ото дня пополняют в телефоне чёрный список всё новыми авторами уникальных предложений, другие отзывают согласия на обработку персональных данных. Теперь над решением проблемы задумался и Центробанк.

Корень зла

Звонки от банков начинаются тогда, когда у них появляется согласие на обработку персональных данных клиента. «Но это первый документ, без которого ни в одном учреждении с клиентом не будут разговаривать!» — воскликнет читатель и будет прав.

Однако беда в том, что сегодня многие банки в бланке пресловутого согласия указывают слишком общие формулировки. Подписав такой документ, клиент соглашается на хранение своих данных не только в банке, в который он обратился, но ещё и в десятке партнёров кредитного учреждения. И, как обычно приписано над полем для подписи, «настоящее согласие даётся бессрочно». То есть куча банков получает право преследовать указанный в согласии телефонный номер, что называется, до гробовой доски.

ЦБ спасёт мир?

Центробанк и Роскомнадзор изучили согласия на обработку данных разных кредитных учреждений и составили совместное письмо в адрес кредитных организаций и кооперативов, а также микрофинансовых организаций и даже ломбардов. В нём авторы, ссылаясь на законы, пишут:

Отмечаем недопустимость получения общего согласия заёмщика на обработку его персональных данных неограниченным (неопределенным) кругом операторов, на поручение обработки его персональных данных неограниченному (неопределенному) кругу других лиц и передачу его персональных данных неограниченному (неопределенному) кругу третьих лиц

То есть, если человек пришёл в один банк, нельзя взять у него согласие на обработку данных сразу во всех банках да ещё и в стоматологиях заодно.

Второй важный момент в письме касается периода действия согласия. Авторы рекомендуют не давать клиенту на подпись документ с пометкой «бессрочно». Время действия согласия должно быть достаточным для получения конкретной услуги, за которой пришёл человек.

Реклама
Реклама
Дебетовая карта «Мир» от Газпромбанка
Кэшбэк на самое важное. Категории на каждый день, а также фастфуд
Перейти на сайт

Третий момент в письме касается биометрических данных. Они получают всё большее распространение, и на их обработку нужно отдельное согласие.

Как будет работать письмо Центробанка и Роскомнадзора на деле, пока не вполне понятно. Кто-то приходит в банк за ипотекой на 20 лет, а кто-то — за кредитом на 3 месяца. Даже если предусмотреть разные сроки согласия для разных случаев, то вдруг должник растянет заём на несколько лет вместо положенного срока? А банк уже и позвонить нарушителю не сможет, если согласие, например, было дано с двукратным запасом, на полгода?

Однако раз такое письмо появилось, возможно, лёд в вопросе тронется, и навязчивых звонков станет меньше. Чтобы искоренить их совсем, важно также, чтобы сотрудники не «сливали» данные клиентов.

Теги: Мобильная связь Население Общество

Статьи и новости по теме: