Новые экономические обстоятельства заставляют банки переориентироваться на новых клиентов. Теперь расчёт на на качество, а на количество. Если большинство людей в стране зарабатывает в среднем порядка 60 000 рублей, то почему бы не стать главным банком именно для них, подумали в ВТБ и разработали новую концепцию развития.
ВТБ хочет привлечь больше клиентов с низкими доходами (до 40 000 рублей). К 2024 году банк собирается запустить кредиты до зарплаты и рассрочки, рассказал зампред правления банка Анатолий Печатников, передаёт РБК:
Мы запускаем новые формы кредитования, кредиты на малые суммы, материальные и нефинансовые программы для семей с детьми и пенсионеров. Будем развивать рассрочки, кредиты до зарплаты, сберегательные продукты для массового сегмента
Таким образом банк хочет занять нишу микрофинансовых организаций (МФО) и нарастить розницу. По словам топ-менеджера банка, в сегменте состоятельных людей ВТБ уже достиг передела. Число активных клиентов среди них превысило 30%, тогда как доля ВТБ в масс-маркете — около 7%. Кредитная организация рассчитывает увеличить долю таких клиентов до 25%.
Для этого банк собирается в том числе и расширять сеть. Например, приходя в небольшие населённые пункты. Сейчас банк преимущественно охватывает города с населением свыше 100 000 человек. Новые продукты будут продвигаться всеми банками группы, рассказал Печатников.
ВТБ с 21 апреля уже начал выдавать физлицам кредиты на срок до 11 месяцев на сумму от 5 000 до 30 000 рублей.
Привлекательность сегмента малообеспеченных граждан оценили и другие банки. Так, Сбербанк стал предлагать клиентам займы до зарплаты на сумму от 1 000 до 30 000 рублей со сроком погашения один месяц. Аналогичные продукты предлагают «Альфа-Банк» и Почта Банк. Кроме того, Почта Банк недавно учредил микрокредитную компанию «Финпост».
Вероятно, клиентам будет удобнее получать микрозаймы в банке, чем в МФО. Да и доверия больше. Но насколько это будет проще? В отличие от МФО, банк более тщательно подходит к проверке клиента. Например, выясняет кредитную историю заёмщика, требует регистрацию в районе подачи заявки, обращает внимание на его доходы и возраст.
В МФО же достаточно было предоставить только паспорт и сказать свой номер телефона. Правда, с недавних пор и эти финансовые организации должны будут более тщательно проверять своих клиентов. Но это ничто по сравнению с банками.
В целом эксперты отмечают правильность нового подхода ВТБ, так как рынок состоятельных клиентов уже давно поделён. Кредитным организациям сложно переманивать их какими-то новыми продуктами, так как такие клиенты консервативны и не меняют привычный банк.
В то же время конкурировать с МФО будет непросто. В этом бизнесе есть и свои риски — например, высокая доля просрочек. И если микрокредитные компании могут компенсировать её сверхвысокими ставками, то ставки по потребительским кредитам в банках ограничиваются Центробанком. Регулятор не позволяет превышать среднерыночное значение ставки больше чем на треть. К тому же некоторые банки (например, Сбер или «Тинькофф») изначально ориентировались на розницу. За прошедшие годы они сильно в этом продвинулись, и догнать их будет нелегко.