Россияне привыкли к удобству «Госуслуг»: можно подать заявление на паспорт, пособие или налоговый вычет. Все ждут, когда же дело дойдёт и до оформления банкротства. Однако такая опция недоступна. Списать долги можно только через МФЦ или арбитражный суд. Но мир не стоит на месте. Вслед за внедрением сервиса покупки полиса ОСАГО не за горами и процедура несостоятельности. Обсудим, какой она может быть и что нужно, чтобы её пройти.
Пройти процедуру банкротства сегодня можно двумя способами:
Банкротство через арбитражный суд – «классический» вариант. Он используется, если вариант обанкротиться в упрощённом порядке не получается.
Человек, не справившийся с долгами, подаёт заявление в суд. Тот его рассматривает и начинает судебный процесс. Длится он в среднем 7 месяцев, а чаще – ещё дольше. Составляется реестр требований кредиторов, из которого понятно, кому и сколько денег должен человек.
Назначается финансовый управляющий – специально уполномоченное лицо, которое будет выявлять имущество должника, включать его в конкурсную массу, а потом организовывать его продажу. Вырученные деньги направляются на оплату долгов перед кредиторами. Когда средства кончатся, непогашенные задолженности списываются (кроме тех, которые нельзя списать по закону, например, по алиментам).
Этот способ потребует от должника дополнительных средств. Например, на оплату услуг финансового управляющего (25 000 рублей), оплату публикаций, услуг оценщика и площадок, организующих электронные торги. Кстати, теперь госпошлину за подачу заявления на банкротство гражданам платить не надо.
Упрощённое банкротство через МФЦ. Для того, чтобы обанкротиться этим путём, нужно выполнитопределённоеь несколько условий:
С 2023 года круг лиц, подходящих под упрощённое банкротство, расширился. Например, пенсионеры могут признать себя банкротами, даже если судебный пристав ещё не закрыл исполнительное производство.
Банкротство через МФЦ полностью бесплатное, если должник не решит воспользоваться сторонней помощью юриста по банкротству. Но это уже будет его частная инициатива, присутствия адвоката для банкротства через МФЦ не требуется.
Когда-нибудь нужные поправки внесут в законодательство, и функционал подачи на банкротство через «Госуслуги» станет доступным. Тогда человек, который принял решение объявить о своём банкротстве, должен будет:
Полагаем, что подача документов на банкротство через «Госуслуги» станет альтернативой, но не заменит способов оформления несостоятельности через МФЦ или суд. То есть банкрот по-прежнему сможет выбрать формат обращения – электронно или письменно.
Сейчас владелец аккаунта на «Госуслугах» может использовать сервис для подачи документов в суд на платформе «ГАС РФ Правосудие», «Мой Арбитр», пройдя подтверждение личности через ЛК на «Госуслугах». Но сформировать заявление на банкротство на самой платформе «Госуслуги» пока не получится.
Перед тем как подать заявление на получение статуса банкрота, проверьте на «Госуслугах» или сайте ФССП, есть ли в отношении вас открытые исполнительные производства (ИП). Для этого зайдите в систему, найдите раздел «Судебная задолженность», кликните по подходящей услуге. Вся информация появится на экране.
Когда узнаете свой статус по долгам, соберёте документы, можно приступить к составлению заявления.
Полагаем, что, как и в остальных случаях, форма заявления и образец будут изначально внедрены в сервис «Госуслуг». Пользователям останется только прочитать инструкцию и правильно заполнить формуляр.
Обратите внимание: как правило, сайт позволяет сделать черновик, запомнить его, а закончить заполнять его позже. Это удобно на тот случай, если выяснится, что не все данные в наличии и нужно что-то уточнить.
Будьте внимательны при заполнении заявления, потому что малейшая ошибка может привести к отказу в принятии заявления. Вам либо придётся заново создавать заявку, либо выбрать другой способ оформления. Ожидайте ответа от системы.
Власти думают над процедурой электронной подачи документов на банкротство через «Госуслуги» не только для того, чтобы разгрузить суды и офисы МФЦ. Личный кабинет физлица, как правило, уже содержит большинство сведений. Поэтому копировать и прикреплять СНИЛС, ИНН или паспорт будет не нужно.
Если все нужные данные уже внесены в систему, останется только проверить их актуальность и подтвердить.
А для того чтобы данные подтягивались из сервиса автоматически, когда функционал заработает, заранее позаботьтесь о том, чтобы нужная информация была в вашем личном кабинете. Вот какие документы и сведения понадобятся банкроту:
Конечно, не все перечисленные данные можно загрузить в личный кабинет. Так, например, нет возможности хранить там копию брачного договора или договоров ГПХ, по которым человек получает доход. Их при необходимости придётся сканировать и прикреплять при подаче заявления.
Пока непонятно, будет ли функционал полным или только частичным. При полном наборе функций всю процедуру можно будет пройти онлайн, не выходя из дома и не посещая ни МФЦ, ни суд.
Возможно, банкротство через «Госуслуги» в таком виде будет доступно для тех, кто пока может стать несостоятельным через МФЦ. Но вряд ли это подойдёт для тех банкротов, у которых есть имущество или долги больше 1 млн рублей. Ведь тогда не смогут быть достигнуты интересы кредиторов – получение долга за счёт продажи имущества.
Для этой категории граждан банкротный сервис через «Госуслуги», скорее всего, будет носить частичный функционал. То есть должник сможет подать заявление, внести депозит в оплату услуг финансового управляющего. Суд начнёт судебное производство. Но дальнейшее перейдёт в классический судебный процесс в арбитраж.
Ещё раз предупредим: неизвестно, совпадут ли ожидания и реальность. Пока схема не внедрена, мы можем только предполагать, как она будет работать.