К списку новостей

Цифровая волокита. Компенсации по ДТП уходят в онлайн

Полина Егиазарян
06 октября 2020 15:37
311
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Законотворцы подумали: если можно оформить электронный страховой полис, почему бы не подавать онлайн-заявления на получение компенсации в ДТП? Особенно, если водитель приобрёл страховку в компании, которая не имеет офисов в его городе. Действительно, хорошая идея, соглашаются и автовладельцы, и сами страховщики. Но, с другой стороной, сумма компенсации по ОСАГО – и так спорный вопрос. Как бы не стали страховщики ещё больше занижать размер выплаты. Или вовсе отказывать в деньгах пострадавшим.

Меньше очередей и бумаги

Депутаты «Единой России» разработали законопроект, который разрешит получать выплаты по ОСАГО дистанционно. Авторы хотят, чтобы обращения граждан рассматривали быстрее, а решения принимали без лишней волокиты и коррупции, пишут «Известия».

Сейчас водителю хочешь-не хочешь, а приходится ехать в офис страховщика или отправлять бумажные документы обычной почтой. Законопроект переводит всю бумажную волокиту в онлайн-формат: от подачи документов до осмотра повреждённого автомобиля. Водитель сможет прислать страховщику фото и видео машины через мобильное приложение. Также для этого авторы предлагают использовать портал Госуслуг.

Е-ОСАГО помогло водителям экономить время и деньги: можно дистанционно рассчитать стоимость полиса, купить страховку в бюджетной компании и получить документ на почту. Законопроект одобрил Минфин, правда, предложил несколько доработок: взвесить риски электронного документооборота и изменить правила использования электронной подписи для страховых. Новый порядок может вступить в силу 1 января 2022 года.

Бюрократии меньше не станет

Всероссийский союз страховщиков видит в предложении сплошные плюсы: это и развитие собственного суперсервиса с опцией дистанционной подачи заявления на компенсации, и более качественное обслуживание клиента. Компании будут обмениваться электронными бумагами с ведомствами и государственными органами через Систему электронного документооборота.

Однако в Федерации автовладельцев России не торопятся положительно оценивать новинку. Услуга будет востребована, если приём электронных документов отладят так же чётко, как и бумажных. С одной стороны, онлайн-сервис упростит задачу пострадавшим автомобилистам, избавив от очередей, считает руководитель ФАР Максим Едрышов. С другой стороны, размер страхового возмещения – и без того спорная вещь. Как установить точную сумму компенсации по фотографиям – непонятно. Существующая система и так несовершенна, многие водители жалуются на недоплату компенсаций.

А если из-за размера выплаты всё-таки начнётся спор, потерпевшему водителю придётся ехать к страховщику для очного осмотра автомобиля. Сами страховщики тоже будут не в восторге от удалённого осмотра, считает Едрышов. Компании начнут запрашивать больше документов. И, если что-то не понравится, – отказывать в выплатах и подозревать пострадавших в мошенничестве.

В августе 2020 года ОСАГО прошло ещё один этап реформы. Центробанк снова расширил тарифные коридоры для нескольких категорий транспорта, а также разрешил страховщикам учитывать историю нарушений водителя. Банк России стремится к индивидуальным тарифам «автогражданки»: считается, что страховка для водителей-лихачей станет дороже, а для аккуратных автомобилистов – дешевле.

Теги: Авто Водители Автострахование ОСАГО Страхование Госуслуги Центробанк Законопроекты Поправки Госдума РФ Общество

Статьи и новости по теме: