К списку новостей

Банки начнут блокировать онлайн-доступы к счетам

Полина Егиазарян
12 марта 2021 15:02
1040
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Думаете, мобильными приложениями банков не пользуются только пыльные ретрограды? Это не так – консервативные граждане не скачивают «проги», чтобы деньги не достались мошенникам. Подозрительность не гарантирует безопасность: чтобы зайти в мобильный банк клиента и получить доступ к счетам, достаточно знать номер карты и получить СМС-пароль. Данные тысяч карт легко «утекают» в даркнет, а сообщения можно перехватить. Центробанк предлагает новый способ борьбы с мошенниками. Вот только поможет ли он?

Доступ запрещён

Банки должны будут ограничивать онлайн-доступ к счетам по требованию клиента. Если человек не хочет пользоваться онлайн-банкингом, то финансовая организация должна выполнить его требование. Так мошенники не смогут заставить жертву самостоятельно перевести деньги в их пользу – нет онлайн-банка, нет и возможности отправить перевод.

При этом ЦБ признаёт, что мера не снизит количество краж. Об этом заявил первый замглавы департамента информационной безопасности Центробанка Артем Сычев, пишет РБК. У мошенников есть другие способы заставить жертву отдать деньги. Некоторые злоумышленники вынуждают людей приезжать в отделение банка.

Иногда украденные деньги – меньшее зло. Одно банковское приложение можно устанавливать на несколько устройств. И со стороны законы это никак не ограничивается. Если мошенник завладеет доступом к личному кабинету, ему не составит труда получить предодобренный для клиента банка кредит. В итоге злоумышленник исчезнет вместе с деньгами, а пострадавший останется должником.

Для введения новых правил потребуются поправки в законодательство. Скорее всего, в закон о защите прав потребителей, объяснил Сычев. Представитель ЦБ также добавил, что многие банки и сейчас ограничивают доступ к онлайн-ресурсам по заявлению клиента. Но обязательные требования со стороны закона не повредят.

Реклама
Реклама
Откройте вклад с доходностью до 20% в Т-Банке
Откройте вклад с доходностью до 20% в Т-Банке
Подробнее

Поможет ли мера?

В пандемийный 2020 год телефонные мошенники буквально распоясались – с банковских счетов вывели 6,5 млрд рублей. Это на 70% больше, чем в 2019 году. 80% краж приходится на социальную инженерию: злоумышленник убеждает жертву перевести деньги или передать данные доступа.

Как мы уже сказали в начале статьи, есть люди, которые принципиально не хотят пользоваться дистанционными каналами. Таким клиентам новшество понравится: они будут спокойны, что никто не создаст копию учётной записи и не уведёт деньги. К тому же потенциальные жертвы не смогу отправить средства мошеннику. Но, как ни странно, консервативные люди чаще всего становятся жертвами обмана, отмечает руководитель практики по оказанию консультативных услуг компаниям финансового сектора Наталия Ракова.

Просветительская работа важнее блокировок – ведь большая часть краж происходят по «добровольному» согласию. Эксперты неоднократно говорили, что нужно повышать финансовую грамотность в целом и рассказывать людям о новых способах обмана. К тому же сейчас человек, у которого «выудили» деньги, с точки зрения банка не «пострадавший», а «сам виноватый». А украденное никто не возвращает.

Теги: Денежные переводы Центробанк Мошенничество Нарушение закона Поправки Мобильные приложения Онлайн Сервисы

Статьи и новости по теме: