8 мая Эльвира Набиуллина выступила с традиционным анализом ситуации в экономике из-за коронавируса. Ситуация продолжает оставаться непростой: уже видны серьёзные последствия ограничительных мер, но есть и хорошие новости. Среди них: цены на нефть растут, реструктуризаций всё больше, проинфляционные факторы постепенно слабеют. И всё же, по словам главы ЦБ, «будущее не может быть предсказано».
По словам главы Центробанка, экономические последствия ограничительных мер, которые действовали весь апрель и продолжаются и по сей день, очень серьёзны.
На этой неделе вышел индекс PMI, который в обработке снизился до 31 пункта в апреле после 47 пунктов в марте, а в услугах, где он уже в марте упал до 37, в апреле составил всего 12,2 пункта
Набиуллина признала, что уровень экономической активности стабилизировался, но сделал это на пониженных уровнях. В стране постепенно сокращается масштаб падения покупок: люди приобретают в первую очередь продовольственные товары (это связано с запретом на общепиты). В сфере услуг тоже наблюдается медленный рост продаж. В целом же, по словам Набиуллиной:
данные опережающих индикаторов по итогам апреля согласуются с нашим прогнозом падения ВВП в II квартале на 8% год к году
Глава Центробанка рассказала об инфляции: из-за разовых факторов годовой показатель ускорился с 2,5% (март) до 3,1% (апрель). При этом эти факторы постепенно слабеют:
рост цен на неделе 21–27 апреля составил 0,15. Это минимальное значение с середины марта, хотя и по-прежнему выше траектории, соответствующей нашей цели 4%
Набиуллина оценивает риски вторичных эффектов, относящихся к разовым проинфляционным факторам, как низкие. Также инфляционные ожидания населения к концу апреля стабилизировались по сравнению с концом марта.
Глава Банка России оценила состояние на зарубежных рынках: по её словам, там есть некоторый оптимизм. Он выражен в росте фондовых индексов, растущих ценах на нефть и других событиях, например:
снижении CDS и доходностей суверенных облигаций стран с формирующимися рынками и укреплении их валют. После снижения в середине апреля рынки акций вышли на новые локальные максимумы. Кредитные спреды также сузились
Рост цен на нефть Набиуллина связала с долгожданным договором ОПЕК+, который начал действовать с 1 мая. Нефть марки Urals снова стала стоить 24−25 долларов. По словам главы ЦБ РФ:
Это отражает рыночные ожидания балансировки спроса и предложения нефти на европейском рынке в результате действия договоренностей и восстановления спроса после снятия карантинных ограничений
Всех интересуют банки, поскольку от них сейчас зависит очень многое в мерах поддержки для целой страны. По мнению главы регулятора, динамика апреля по банкам была в целом сдержанной, если не считать корпоративных кредитов, спрос на которые сохранился повышенным.
Требования к российским компаниям увеличились приблизительно на 1,2%. Это ниже рекордного роста в марте (тогда это было 2,6%), но заметно выше средних значений до введения ограничительных мер, что отражает возросшую потребность компаний в банковском финансировании на фоне снижения денежных потоков и сужения облигационного рынка
При этом розничный кредитный портфель показал небольшое сокращение. Набиуллина связала это с тем, что банки начали осторожнее выдавать новые кредиты и одновременно с этим люди начали брать их менее охотно, поскольку не уверены в стабильности доходов.
Вклады населения в апреле начали расти после оттока на 1% в марте. ЦБ фиксирует прирост средств на счетах физлиц в размере 0,8%.
Однако одновременно сократились средства организаций где-то на 1,4%, но это снижение было компенсировано притоком госсредств
Эльвира Набиуллина подробно рассказала о том, что профицит ликвидности банковского сектора заметно снизился. В начале года он составлял 2,8 триллиона рублей, а сейчас только 1,4 триллиона. У этого есть несколько причин:
Центробанк полагает, что по мере снятия ограничений в банки вернутся наличные. А пока что ЦБ проводит аукционы репо «тонкой настройки», что расширяет возможности кредитных организаций управлять собственной ликвидностью.
Последний аукцион репо мы провели в эту среду, банки привлекли около 800 млрд рублей. При этом ситуация на денежном рынке нормализовалась: если на прошлой неделе ставки МБК превышали уровень ключевой ставки, то на этой неделе ставки МБК вновь находятся чуть ниже ключевой, что характерно для ситуации структурного профицита ликвидности
В конце выступления Эльвира Набиуллина рассказала о том, как реализуются меры поддержки экономики. Она отметила, что реструктуризаций становится всё больше — как и одобренных и рассмотренных заявок. 94 тысячи заявок к 8 мая подал малый и средний бизнес, из них одобрили 75−77 процентов. Банки, по словам главы ЦБ, отладили процедуры и стали рассматривать заявки быстрее. Малый и средний бизнес получили реструктуризацию кредитов на 343 миллиарда рублей.
Граждане подали 1,4 миллиона заявок на реструктуризацию: из них одобрили 80% заявок на ипотеки, что является самым высоким уровнем. Самый низкий — у автокредитов, одобрено всего 20%.
Набиуллина ответила на вопрос, станут ли кредитные каникулы панацеей для сохранения платёжеспособности заёмщика.
Мы только что провели мониторинг эффективности «обычных» ипотечных каникул, введенных летом прошлого года. Так вот, из числа заемщиков, завершивших каникулы, в график платежей удалось вернуться 76%. То есть механизм передышки для граждан действительно работает, не создает «плохие долги», а наоборот, их предотвращает
В конце выступления Эльвира Набиуллина рассказала, что следующее выступление состоится 22 мая 2020 года. О том, как прошло предыдущее, можно прочитать в нашем специальном материале.