К списку новостей

Кредит доверия исчерпан. Банки «порезали» клиентам лимиты по кредитным картам

Полина Егиазарян
21 мая 2020 17:25
4726
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

В сети можно найти ворох комментариев возмущённых банковских клиентов. Люди жалуются, что кредиторы «без объявления войны» и в одностороннем порядке лишают их денег. Банки называют это превентивными мерами — лучше предупредить возможную просрочку. Клиенты считают, что их обманывают и поступают нечестно. Обиднее всего добросовестным пользователям, которые исправно погашали платежи. А в итоге даже им «порезали» лимиты. Имеют ли финансовые организации на это право и куда жаловаться?

«Всем блокируют!»

На днях пришло смс-уведомление о том, что банк решил снизить мой кредитный лимит по карте до 0 руб. в связи с короновирусной ситуацией в РФ. Единственные средства на которые я рассчитывал, в связи с потерей заработной платы, испарились. Звонил в банк, оператор сказал, что все руководители не работают сейчас и сделать с этим ничего нельзя. Банк рассматривать заявление не будет. Ни на какие уступки не идут, хотя я являюсь добросовестным клиентом. Спасибо за то, что вгоняете и в без того сложную ситуацию. После того, как ситуация разрешится, клиентом этого банка я больше не буду, — пишет Максим в отзывах об Альфа-Банке на «Выберу.ру». Здесь и далее — орфография и пунктуация авторов.

Со сложившейся ситуацией в стране, банк всем блокирует денежный лимит, после такого даже близко никогда не буду клиентом банка, и всем буду советовать обходить стороной, люди в таком положении, а они решили сделать карантин на кредитных картах, лучше бы канукулы людям сделали по кредитам и ипотекам! Слов нет на вас! – возмущается пользователь Дима

Подобные комментарии есть не только на «Выберу.ру» и не только под кредитками Альфа-Банка.

У меня и супруги, кредитную карту МТС Zero превратили в дебетовые. На картах было по 20 т.р. К слову сказать, картами пользовались крайне редко, в основном брали в качестве подушки, — пишет Psytrancer на Pikabu.ru

Почему «порезали» лимиты?

Альфа-Банк объяснил так: кредитный лимит клиента зависит от многих факторов, в том числе — от экономической ситуации в стране. Банк постоянно контролирует кредитные риски или изменения лимита, пишет «Коммерсант». Кредиторы боятся плохих долгов. Но в Альфа-Банке уверяют, что за 2020 год снизили доступные лимиты не больше чем на 0,1%. При этом задолженности по кредиткам в банке уменьшились на 6%. Значит, стратегия работает?

В апреле 2020 года на снижение лимитов жаловались клиенты «Русского стандарта», «Киви Банк», ОТП Банка и «АК Барс». Финансисты (кроме «АК Барса») подтвердили сокращение лимитов РБК. Одни банки говорят, что учитывают траты клиента, доход и кредитную нагрузку. Другие – объясняют «заботой о клиенте», но в итоге кредиторы теряют лояльность пользователей. И непонятно, при чём тут добросовестный клиент, который исправно платил.

Банки можно понять: они используют глубокий мониторинг проверки клиента. Возможно, пользователь работает в пострадавшей от коронавируса сфере. И банку проще снизить лимит или заблокировать кредитку, чем ждать, пока человек потеряет работу и не сможет платить. Кончено, по кредиткам есть каникулы: можно получить отсрочку, если задолженность не выше 100 000 рублей. Но перерыв для банка невыгоден, у него выпадают доходы. Безопаснее сократить лимит с 50 000 рублей до 15 000, чтобы человек как-то мог рассчитаться. К тому же, нет гарантий, что после кредитных каникул карта должника не станет дефолтной.

Может быть и вполне невинная причина: клиент долго не пользовался кредиткой, и банк не знает о платёжеспособности человека. Возможно, считает кредитор, карта не нужна пользователю.

Можно как-то восстановить лимит?

К сожалению, нет. Действия банка не противоречат закону: кредитор вправе в одностороннем порядке снизить кредитный лимит. Найти формальное нарушение сложно, потому что это право закреплено в кредитном договоре.

Даже Центробанк не видит «ничего криминального» в ситуации. В ЦБ считают, что банки всё делают правильно и снижают риски просрочек. Более того, «порезанный» лимит должен надоумить владельца карты проверить свои долги, ответили в регуляторе.

Ситуацию отягчает то, что банки часто не предупреждают клиентов о снижении суммы. Однако по закону они должны предупредить о своём решении. Но нередко человек узнаёт о сокращении сам: заходя в мобильный банк или стоя на кассе магазина.

Теги: Кредитные карты Центробанк Долги Кредитная история Кредитные каникулы Общество Кризис

Статьи и новости по теме: