Шипы или липучка: какая резина лучше для зимы

Агальцова Ирина
Агальцова Ирина Агальцова Ирина
331
Специализация: Кредитование физических и юридических лиц, банковские услуги, РКО, инвестиции, программы страхования, финансовый менеджмент, образовательные продукты.
Задать вопрос
7 минут чтения
4
0
271
Комментировать

Управление автомобилем в условиях холодной и снежной погоды требует от автомобилистов внимания и соблюдения мер безопасности. И одно из обязательных условий — использование зимних шин. Расскажем, какая зимняя резина лучше — шипованная или липучка, а также разберём, чем они отличаются.

Зачем нужны зимние шины

В зимний сезон водители не имеют права эксплуатировать машину, на которой установлена летняя резина. Такая норма введена постановлением Правительства РФ № 837 от 27.05.2023. То есть автолюбители обязаны сменить шины до 1 декабря. Местные власти могут переносить эту дату и на более ранний срок.

https://cdn.viberu.ru/texteditor/moxiemanager/data/files/blobid1707144271654.jpg

Подобрать автокредит

Это не единственный повод менять резину. Есть и другие причины.

  1. Химический состав. Резина, которая используется летом, сохраняет определённую твёрдость в знойную погоду и не деформируется от повышенных температур. Но когда столбики термометров приближаются к нулевой отметке, такие шины дубеют и не обеспечивают хорошего сцепления с дорожным полотном. Химический состав шин на минусовую температуру позволяет резине оставаться мягкой.
  2. Протектор. Рисунок протектора с продольными желобками на летних колёсах хорошо справляется с отведением воды, но зимой он забивается снегом и ухудшает качество сцепления. Поэтому в холодное время года используют колёса с канавками, расположенными «ёлочкой» или хаотично. Они помогают цепляться за дорогу и не задерживают проникающий внутрь снег.
  3. Элементы, предотвращающие скольжение на трассах. К ним относятся шипы и ламели (название специальных надрезов, улучшающих сцепление с покрытием).
Зимняя резина создана специально для того, чтобы обеспечить безопасность движения и избежать ДТП в условиях пониженных температур, снежного и ледяного покрытия дорог. Для её производства применяют специальные материалы, которые позволяют справляться с заявленными функциями.

Общие сведения о шипах и липучках

Для зимнего использования выпускают три разновидности шин: липучки (фрикционные), шипованные и всесезонные. Третий вид распространён в регионах, где не бывает снежных зим и температура воздуха редко падает ниже нуля. На территории России их используют редко, поэтому мы будем рассматривать две основные категории: шипы и липучки.

Особенности шипов

Шипованные шины — покрышки, в которых установлены металлические шипы. С помощью этих элементов колесо «вгрызается» в лёд и обеспечивает управляемость транспортного средства.

Особенности шипов и их использования:

  1. Шипованные покрышки могут иметь различное количество металлических элементов. Но их плотность не должна превышать 60 шт. на погонный метр. Такое ограничение связано с защитой асфальта от чрезмерного вреда, наносимого шипами.
  2. Покрышки-шиповки делают из более жёсткой резины, чем липучки. Это необходимо для того, чтобы металлические элементы не выпадали слишком быстро.
  3. Шипованные шины рекомендуется сначала прикатать — поездить на них без резких торможений и пробуксовок. Это позволяет шипам занять правильное положение, пока покрышка максимально эластична. В будущем это предотвратит их выпадение.
  4. На рынке встречаются покрышки с шипами разной формы: квадратной, цилиндрической, крестообразной. От неё зависит проникающая способность металлических элементов. Для лучшего эффекта у шипов должны быть острые грани.
  5. Некоторые модели покрышек делаются из особого материала, в который добавляют абразивные частицы. Это улучшает сцепляемость с дорогой.

Эффективность шиповки во многом зависит от температурного режима. Доказано, что лучше всего они впиваются в лёд при температуре до −25 °С. При более сильных морозах ледовое покрытие становится прочнее, поэтому ездить в такую погоду нужно намного аккуратнее.

Подобрать автокредит

Особенности липучек

Липучки (фрикционные шины) обеспечивают хороший контакт с дорогой благодаря специальному рисунку протектора, многочисленным ламелям и особому резиновому составу. Для их производства используется более мягкая резина. Это увеличивает площадь соприкосновения колеса с покрытием, повышает силу трения и препятствует скольжению.

На рынке можно встретить липучки двух видов:

  1. Европейские. Используются там, где не бывает морозов или температура не падает ниже −5 °С. Они содержат не так много ламелей, а если смотреть на них в разрезе, имеют более округлую форму. Такие характеристики идеально подходят для сухой и влажной дороги. Но при низких температурах резина твердеет, её эффективность падает.
  2. Скандинавские. Они делаются из самой мягкой резины, способной сохранять свои свойства даже в сильные морозы, и имеют наибольшее число ламелей. Благодаря этому шины хорошо себя проявляют на ледяной поверхности.

Чтобы при покупке не перепутать их, обращайте внимание на отличия: количество ламелей и форму шины (скандинавская в разрезе более угловатая). Кроме того, посмотрите на маркировку, а именно — на индекс скорости.

https://cdn.viberu.ru/texteditor/moxiemanager/data/files/blobid1707144271654.jpg

Покрышки для Европы рассчитаны на более высокий скоростной режим и обозначаются буквами «H» и «V». На скандинавских стоят символы «Q», «R» или «T».

Сравнение шипов и липучки

Чтобы решить, что лучше на зиму — шипованная резина или липучка, следует сравнить оба варианта шин. Для этого проанализируем результаты экспериментов и тестов, которые проводились изданиями Авторевю и Moottori. Уточним, что в исследованиях участвовали липучки скандинавского типа.

Зимой на снегу

Большая часть территории России зимой покрывается снегом. Дороги — не исключение. Если в крупных городах с осадками быстро справляются дорожные службы, то в другой местности водителям приходится передвигаться по снежному покрытию. Как ведут себя шины:

  • разгон до 50 км/ч: фрикционная резина — от 7,7 до 9,5 сек., шипы — от 8,7 до 10,5 сек.;
  • прохождение трассы с крутыми поворотами: липучки — от 90,7 до 96,3 сек., шиповки — от 91,8 до 99,2 сек.;
  • движение по снежно-водяной каше: липучки начинают терять сцепление на скорости 22,6 км/ч, а шипованная резина — на скорости 21,2 км/ч.

Разница во всех тестах небольшая. Как показывают опыты, фрикционная резина лучше проявляет себя на дорогах, покрытых рыхлым снегом и снежной кашей. Из-за большей мягкости такие шины лучше контактируют с заснеженным покрытием, а многочисленные ламели способствуют отведению излишней влаги. Шипы в таких условиях уступают, но на плотном снегу работают эффективнее.

На мокром и сухом асфальте

Результаты этого теста будут интересны жителям крупных городов, которые зимой передвигаются по расчищенным и обработанным реагентами дорогам:

  • торможение со скорости 100 км/ч на сухой чистой дороге: разные липучки смогли остановиться через 45,9–48,4 м, а шипы — через 47,6–50,2 м;
  • торможение на мокром покрытии со скорости 80 км/ч: липучки проехали 37,1–44 м, а шиповки — 35,9–41,7 м;
  • переставка на сухой дороге: шипы смогли выполнить упражнение на скорости 62,4–60 км/ч, а нешипованная резина — на скорости 63,7–59,7 км/ч.

По итогам при езде по асфальту явного лидера выявить не удалось. На сухом покрытии — шиповки проигрывают, преимущество за липучками. Но на мокрой дороге лучше себя проявляют шипы.

Подобрать автокредит

На льду

На ледяном покрове шипованная резина является однозначным фаворитом и выигрывает по всем показателям. Результаты тестов:

  • время прохождения извилистой трассы: шипы — от 68,4 до 73,4 сек., липучки — от 69,1 до 75,9 сек.;
  • время разгона — до 20 км/ч: шипованная резина — 2,6–4,3 сек., липучки — 4,0–4,5 сек.;
  • тормозной путь: шипы тормозят 7,0–10,5 м, липучки — 8,7–13,1 м.

Шипованная резина отлично проявляет себя при езде в гололёд, а также по воде, под которой есть наледь. Благодаря конструкции она «вгрызается» в лёд, препятствует скольжению и является более надёжной. Фрикционная резина не имеет такого сцепления и работает хуже.

Плюсы и минусы липучки

Зимние шины — липучки обладают следующими плюсами:

  • хорошо проявляют себя на дорогах, покрытых снегом, на сухом асфальте;
  • имеют низкий уровень шума по сравнению с шипами;
  • дольше изнашиваются (протектор стирается дольше, чем вылетают шипы);
  • не твердеют при температурах ниже −20 °С;
  • расходуют меньше топлива (в среднем на 0,5 л на 100 км).

Основной минус такой резины — хуже управляемость и проходимость по ледяному покрытию. Особенно опасно ездить на таких шинах за городом во время оттепели. Лёд тает и создаёт водную прослойку, в результате липучки теряют контакт с поверхностью и уходят в занос.

Плюсы и минусы шипованных шин

Шипованные шины хорошо держатся на ледяной дороге. Не зря их выбирают жители Сибири и районов Крайнего Севера.

Преимущества шипов:

  • хорошо держат дорогу во время оттепели, на мокром льду;
  • показывают хорошие результаты при езде по мокрому асфальту;
  • более проходимые, особенно в регионах с большими перепадами высот.

Недостатки таких покрышек:

  • во время езды сильно шумят;
  • подвержены износу из-за выпадения шипов;
  • запрещены к использованию в большинстве европейских стран;
  • выше расход топлива;
  • портят дорожное покрытие, создают глубокие колеи на дорогах.

Свойства шин зависят не только от их вида, но и от качества. Дорогие качественные липучки могут превосходить посредственные шиповки, приобретённые по минимальной цене, и наоборот.

Подобрать автокредит

Когда выбирать шипы, а когда — липучку

Сложно ответить на вопрос, что лучше — шипы или липучка. Оба вида резины заслужили право на существование, но предназначены для эксплуатации в разных условиях и климате:

  1. Жители крупных мегаполисов, которые редко выезжают за город, предпочитают фрикционку. Она подходит любителям комфорта, поскольку не издаёт шума.
  2. Водители, которые часто управляют авто в сельской местности, выбирают шипы. Они оптимальны для вождения по обледенелым дорогам, особенно в оттепель и дождь.
  3. Большинство жителей тёплых регионов, где термометры редко показывают отрицательную температуру, покупают липучку.
  4. В регионах с большими перепадами высот, где есть риск обледенения дорог, другие предпочтения: здесь лучше выбрать шипованные шины.

На выбор резины не влияет привод. Шипы или липучка на передний и задний привод подбираются исходя из условий, в которых эксплуатируется машина. При этом на колёса необходимо устанавливать полный комплект одинаковых шин. Одновременное использование фрикционок и шиповок может спровоцировать занос.

Что лучше для внедорожников

Владельцам кроссоверов и внедорожников производители предлагают свои модели шин, которые обладают усиленным каркасом. Их боковины твёрже и прочнее. При этом выпускаются как шипованные, так и фрикционные варианты резины. Шины обоих видов подходят для любой КПП — и автомата, и механики.

Выбирая, что лучше — липучка или шипованная зимняя резина, руководствуйтесь теми же принципами, которые были описаны выше. Если вы ездите преимущественно по городу, стоит брать липучки. Если же вы водите по бездорожью, предпочтительнее шипы.

Как понять, что шины пора менять

Многие думают, что шины нужно поменять, когда начнутся первые заморозки. Но лучший период для замены — когда среднесуточная температура находится на отметке примерно +6 градусов.

Уже при таких показателях температуры летняя резина начинает дубеть и теряет способность эффективной работы. Сцепление с дорогой становится хуже, и вождение перестаёт быть безопасным.

Кроме того, увеличивается вероятность того, что водитель может оказаться в неприятной ситуации, связанной с обледенением трассы. Утром дорога часто покрывается инеем, становится скользкой. Это чревато потерей контроля во время вождения. Поэтому проще заранее поставить зимнюю резину.

Часто водители не хотят раньше времени ставить шипованную резину, опасаясь потерять все шипы. Однако современные покрышки имеют особую конструкцию, благодаря которой при перемещении по асфальту металлические элементы прячутся внутрь. Если ехать аккуратно, вывернуть их оттуда практически невозможно.

https://cdn.viberu.ru/texteditor/moxiemanager/data/files/blobid1707144271654.jpg

Подобрать автокредит

Другое дело — агрессивное вождение и пробуксовки. Такие условия приводят к тому, что шипы не успевают спрятаться, в результате их выдёргивает из установочных мест. Поэтому выпадение шипованных элементов происходит при любой погоде и дорожном покрытии. Всё зависит от того, как ехать.

Также автолюбители должны следить за степенью износа шин. Если они износились, то будут совершенно бесполезны в зимних условиях и вызовут не меньше проблем, чем летние.

Чтобы водители могли понять, когда резину нужно заменить на новую, производители наносят специальный индикатор. Как только он пропадёт, шины стёрлись. Если такой важной подсказки нет, специалисты рекомендуют измерить глубину канавок протектора. Она должна быть более 4 мм.

О непригодности шипованных шин также говорит количество оставшихся в наличии шипов. При отсутствии 60% металлических элементов зацеп с дорогой становится минимальным, колёса начинают скользить и становятся неспособными выполнять свои функции.