Как тебе такое, Илон Маск? Любопытные и странные особенности российского электромобиля «Атом»

Иван Беликов
Иван Беликов Иван Беликов
213
Специализация: Авто, автомобильные рынки и технологии.
Задать вопрос
11 апреля 2024 09:00
5 минут чтения
12
0
188
Комментировать

Мировые лидеры по производству и продаже электромобилей Tesla, BYD, Toyota, Honda, Nissan, потеснитесь. В 2025 году в серийное производство вступит российский электрокар бренда «Атом» от компании «КАМА», дочернего предприятия КАМАЗа. На машину уже получено 36 тысяч заказов, а экспорт планируется в страны СНГ, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, в том числе в Китай. Неужели российский автопром готовится к прорыву? Давайте разберёмся, изучив ключевые особенности новинки.

Российский электромобиль «Атом». Фото: rg.ru

Всепогодная и ёмкая батарея 

Начнём с электродвигателя. «Батарея для российских условий, готовая к любым капризам погоды», — говорится в описании на официальном сайте «Атома». Каких-то подробностей технологии, увы, нет, но в целом понятно, что хотели сказать создатели российского электромобиля.

Диапазон работы аккумулятора будет больше обычной вилки «от −20 до +60 градусов» – прежде всего, конечно, в сторону минусовой температуры. Значит, зарядка в морозных условиях будет быстрее, а разрядка, наоборот, медленнее, чем на условной Tesla. При том что разработчики «Атома» и так обещают солидные 500 км на одном заряде и быструю зарядку на 100 км за 8 минут. Круто, но…

Минус: Заявленные характеристики электромотора «Атома», скажем так, кажутся слегка завышенными. Запаса хода в 500 км нет даже у таких топовых машин на электротяге, как Audi E-tron (365 км), Mercedes EQC (415 км), Tesla Model 3 (430 км), BMW iX3 (440 км).

По ёмкости батареи, составляющей 77 кВт·ч, «Атом» тоже в рядах лидеров и, например, на одном уровне с Volkswagen ID.3, и совсем немного уступает «немцу» в мощности – 150 на 152 кВт. Некоторым лидерам рынкам, как Nissan Leaf, подобные показатели не снились вовсе: 62 кВт·час и 110 кВт. Цифры от конструкторов из Набережных Челнов красивые, но что будет на практике – большой вопрос.

Минимализм снаружи и внутри

Экстерьер и интерьер пятидверного «Атома» выполнены в одинаковом стиле, следующему популярному нынче тренду «меньше – значит, лучше». Лаконичные, но незамысловатые формы кузова, стильные и местами простенькие фары с диодным оформлением, распашные двери, не разделённые боковой стойкой и обеспечивающие более удобный доступ в салон. И особенно эта стилистика заметна как раз в салоне, где минимализм прослеживается буквально во всём.

Интерьер «Атома». Фото: imperiyaroz.ru

На передней панели внутри нет ничего – ни щитка приборов, ни дисплея. Между сиденьями на переднем ряду нет ни то что подстаканника и органайзера, но и даже разделителя. Сзади тоже всё простенько и, на первый взгляд, тесновато, особенно в плане расстояния между передними и задними сиденьями – по крайней мере, для высокорослых пассажиров.

Минус: Откровенно говоря, создатели «Атома» перестарались с минимализмом салона или же просто решили не заморачиваться. Выглядит скучно, серо и однообразно. Дальние поездки с таким унылым салоном покажутся бесконечными.

Дисплей на штурвале

Будущие водители «Атома» почувствуют себя пилотами Формулы 1. Как, спросите вы? Во-первых, руль, как на гоночной машине, выполнен в виде штурвала, а во-вторых, все информационные табло, такие как спидометр, тахометр, одометр и кнопки переключения расположены на дисплее на руле. Да, дисплей вмонтирован прямо в руль! Зачем и почему?

«Мы хотели сделать так, чтобы человеку не нужно было отрывать руки от руля, и проектировали интерфейс так, чтобы вся необходимая в моменте функциональность была доступна с контролем на руле или с тач-дисплея», — объяснили разработчики «Атома».

Минус: Руль в виде штурвала – это ещё куда ни шло, но дисплей на руле? Ладно выводились бы на экран только скорость, расход топлива, но ведь это полноценный компьютер с аудио, мессенджерами, навигатором и даже маркетплейсом. Получается, пользоваться всем этим функционалом сможет только водитель и, понятное дело, только во время остановки, ибо это небезопасно.

Дисплей на руле. Фото: autopronews.ru

Плюс, ещё и размером этот бортовой компьютер со смартфон. К чему такой минимализм, когда у вас абсолютно свободная передняя панель, на которую можно замостить экран диагональю 13−14 дюймов?

Дополненная реальность на лобовом стекле

HUD-проекционником на лобовое стекло в наше время вряд ли кого удивишь. Подобный гаджет можно купить практически в любом маркетплейсе за 1,5−3 тысячи рублей и поставить хоть на дедушкину «копейку». Однако машин со встроенным проектором в российском автопроме, тем более с элементами дополненной реальности, до «Атома» точно не было.

Помимо данных скорости, заряда батареи и километража, система AR HUD на «Атоме» выводит на лобовое стекло множество полезных водителю подсказок. Проектор показывает расстояние до машины впереди, указывает маршрут, ближайший поворот и даже нужный магазин или другое здание, подскажет ограничение скорости на дороге.

Минус: Заметных недостатков пока не видно. Главное, чтобы проекция на лобовом стекле была чёткой в любое время суток и при любой погоде.

Беспроводное рулевое управление на 90 градусов

Рулевое колесо на «Атоме» не просто сделано в виде штурвала, но ещё и работает по системе Steer-by-wire. Т. е. руль и колёса соединены между собой через провода, датчики, электронные блоки управления, а не механически. Решение не новое: первый в мире серийный автомобиль без механической связи между рулём и колёсами Infiniti Q50 увидел свет ещё 11 лет назад, в 2013 году.

Другое дело, что в качестве основной Infiniti оставило рулевую колонку. Только с электронной связкой руля и колёс в мире существует всего несколько машин: футуристичный Tesla Cybertruck от Илона Маска, калифорнийский элетропикап Canoo Lifestyle Vehicle и грузовик Ree P7-C REE Automotive P7-C на электротяге.

«Атом». Фото: rg.ru

Так что «Атом» станет первой в мире серийной электрической легковушкой с одним только рулевым управлением по проводам. Вдобавок ко всему, угол поворота руля от упора до упора составит лишь 90 градусов. Удобно: не придётся бесконечно крутить баранку, чтобы максимально вывернуть колёса где-нибудь на парковке, и будет проще поддерживать оптимальную траекторию движения на дороге.

Минус: Рулевое управление по проводам – пока перебор для серийной машины. Слишком дорого, необкатанно и опасно. Где гарантии, что у блока ECU не пропадёт питание, не оборвётся проводок и не заглючит программное обеспечение? То-то и оно. Пройдёт ли вообще такая машина техосмотр? Инспектор может посчитать, что рулевому управлению не хватает деталей. Что говорить, если с сертификацией авто c Steer-by-wire есть проблемы даже в Европе и США, где намного больше таких экспериментов, чем в России.

«Атом» обзаведётся автопилотом к 2030 году

Российский электромобиль «Атом» оснащён системой помощи водителю ADAS 2.5, включающей в себя адаптивный круиз-контроль, удержание в полосе, помощь при парковке и экстренном торможении, адаптивное переключение дальнего света, системы кругового обзора и множество других полезных фичей. И это только начало.

Разработчики обещают, что к 2030 году машина получит систему ADAS уровня 5, предполагающую полную автономность в управлении. Причём будет достаточно обновления программного обеспечения, чтобы ваш «Атом», купленный в 2025-м, спустя пять лет поехал на автопилоте.

Минус: Амбициозно, но не рано ли заявлять о беспилотном «Атоме»? Ведь даже ведущие мировые автопроизводители, такие Daimler, Ford, Fiat Chrysler и Renault-Nissan, много лет работающие над прототипами, затрудняются спрогнозировать появление машин с автопилотами на дорогах общего пользования и не уверены, что это эпохальное событие случится к началу 2030-х.

Автомобиль, опережающий время

Дай бог, чтобы электрокар «Атом» появился на дорогах в том виде, в каком был показан на презентации, и тем более не оказался пшиком, как в своё время Ё-мобиль. Это будет мощнейший прорыв для российского автопрома. Машина мегаинновационная и в некотором отношении ничуть не уступает навороченному Tesla Cybertrack, как с тем же электронным рулевым управлением.

С другой стороны, пока многие заявления разработчиков, опубликованные технические данные и откровенно неудачные решения, как дисплей на руле и скудный салон, вызывают сомнения в успешности проекта. Разговоры о трансформации машины в беспилотник к 2030 году за счёт обновления софта – вообще из разряда фантастики.

В общем, пока ощущения от проекта «Атом» крайне неоднозначные – ох, как веет историей с «пустышками» Ё-мобилем и «Марусей». Но может быть, не всё так плохо? Узнаем после старта продаж в 2025 году.

«Атом». Фото: rg.ru

12
0
188
5
Рейтинг статьи 5 из 5