Эквайринг для бизнеса

Эквайринг для бизнеса

1275

Покупатели видят лишь одну сторону эквайринга – они оплачивают товар на кассе пластиковой картой, с их счета списывается нужная сумма, после чего они забирают товар. На самом деле эквайринг (система безналичных расчетов) гораздо сложнее, и нужен он любому современному бизнесу. Подробнее – в новой статье Выберу.ру.

Что такое эквайринг?

Это понятие происходит от английского acquiring, то есть «приобретение». Покупатель приобретает товар или услугу, а продавец – прибыль. Есть и третья сторона, которая тоже приобретает выгоду – это банк, который зарабатывает на комиссии и обслуживании эквайринговых систем.

То есть, в современной системе товарно-финансовых отношений, эквайринг – это совершение финансовых операций банковскими картами. В этих операция участвуют продавец, покупатель и банк, и каждая из сторон получает или отдает безналичные средства. Учет и контроль над этими транзакциями ведется с помощью специального оборудования и компьютерных программ.

К такому оборудованию относятся платежные терминалы. Они бывают разными – POS, PIN-панели, mPOS (мобильные терминалы, которые можно брать с собой). Выбор устройства зависит от специфики работы вышей торговой точки. Отдельный вид эквайринга есть для интернет-магазинов – для них в работу сайта интегрируется специальный сервис.

Сегодня же очень сложно встретить компанию, в которой не используется эквайринг. Терминалы для безналичной оплаты можно встретить в магазинах – от супермаркетов до маленьких продуктовых «на углу», в салонах красоты, ресторанах и даже в офисах. Такие организации работают с организациями-эквайерами.

Что говорит закон

Прежде всего стоит сказать о 54-ФЗ, который с 1 февраля 2017 года обязал продавцов установить онлайн-кассы, которые одновременно печатают чеки для покупателей и отправляют их электронные версии в налоговую. Это коснулось в том числе и интернет-магазинов – для них разработаны специальные облачные кассы, которые интегрируются с онлайн-эквайрингом.

Другой закон (ст. 16.1, «О защите прав потребителей») обязывает продавцов, выручка которых за прошедший год составила более 40 млн рублей, принимать к оплате пластиковые карты. Избежать этого могут только торговые точки в местах, где интернета нет вовсе.

Кроме того, все магазины, как офлайн, так и онлайн, оборот которых в год составил более 40 млн рублей, обязаны принимать карты национальной платежной системы МИР. Об этом говорят поправки в ФЗ «О национальной платежной системе». Учитывайте это при выборе банка-эквайера.

Преимущества и недостатки

Выделим несколько основных плюсов.

Прежде всего, это увеличение потока клиентов. Расчет пластиковыми картами уже не просто популярен – это повседневность, и люди не только привыкли получать зарплату, стипендию или пенсию на карты, но и расплачиваться ими – в магазинах, кафе, ресторанах и даже в транспорте. Кроме того, безналичный расчет позволяет увеличить сумму среднего чека. Практика показывает, что покупатели делают покупки по картам на бóльшую сумму, чем при расчете наличными.

Скорость оплаты повысится. Клиентам не придется искать банкомат, чтобы снять наличные и сделать покупку, а очередь (если говорить о сетевых магазинах) будет проходить заметно быстрее. То же касается и ваших сотрудников – кассиры не ошибутся при выдаче сдачи, а риск получить фальшивые купюры снизится.

Удобно и то, что вам не придется самостоятельно устанавливать оборудование – банк-эквайер сам предоставит платежный терминал, подключит его, а также поможет в будущем, если у вас возникнут проблемы при использовании системы.

Наконец, система решает вопросы с налоговой. Интеграция терминалов с кассами позволяет сразу же передавать информацию о покупке в виде электронного чека в ФНС, а это значительно упросит ведение отчетности.

Стоит учесть и определенные недостатки:

  • Комиссия от оборота. Предпринимателей, особенно начинающих, может смутить процент, который будет взиматься в качестве комиссии за использование услуг эквайринга.
  • Открытие расчетного счета. Это необходимо – на р/с будет поступать ваша выручка. Но обслуживание такого счета также стоит денег.
  • Технические проблемы. Терминалы зависят от интернета и могут попросту выходить из строя. Впрочем, это решает техническая поддержка, которую представляют своим клиентам банки.

Плюсы эквайринга значительно перевешивают минусы. Ведь один из ключей успешного бизнеса – это возможность быстро и без лишних проблем проводить оплату с помощью пластиковых карт.

Принципы и схемы работы

В операции участвуют несколько участников:

  • Банк-эквайер, предоставивший оборудование для торговой точки;
  • Продавец, подключивший услугу;
  • Покупатель, оплачивающий свои покупки или оказанную ему услугу;
  • Банк-эмитент – организация, выпустившая карточку клиента.

Предоставлять услуги эквайринга может не каждый банк – только аккредитованные организации. Банк-эквайер – это банк, с которым бизнес заключает договор на прием платежей пластиковыми картами, при этом за операции взимается комиссия, а в некоторых случаях – абонентская плата.

Эквайер предоставляет бизнесу такие услуги, как:

  • Аренда оборудования для эквайринга – терминалы, в некоторых случаях и кассы. Некоторые банки даже продают это оборудование, в том числе в рассрочку;
  • Обучение персонала обращению с оборудованием;
  • Техническое обслуживание устройств;
  • Контроль и учет проводимых операций;
  • Перечисление поступившей выручки на расчетный счет клиента (с вычетом комиссии в пользу банка);
  • Обеспечение безопасности платежей.

Как работает эквайринг? Покупатели видят только одну его сторону – они проводят карту через аппарат или прикладывают ее к считывающему устройству, с их счета списывается указанная сумма, после чего они могут забрать свой товар или получить услугу. На самом же деле принцип работы несколько сложнее.

  • Продавец вводит сумму покупки на терминале;
  • Покупатель вставляет карту или прислоняет ее к сканеру, вводит пин-код, если это необходимо;
  • Отчет об операции по карте клиента передается в его банк-эмитент, где проверяется количество средств на счете – если их недостаточно, операция не будет выполнена;
  • Деньги списываются с карточного счета клиента и передаются на мерчант-счет банка;
  • Оттуда сумма с учетом комиссии банка передается на счет магазина или организации, предоставившей товар или услугу.

На деле весь этот процесс занимает считанные секунды.

Виды эквайринга

В зависимости от того, чем занимается ваша компания, вы можете выбрать один из трех видов эквайринга:

  • Торговый. Наиболее популярный вариант. Включает установку терминала для безналичной оплаты. Чаще всего встречается в магазинах, ресторанах, салонах красоты, фитнес-клубах и т. д.
  • Интернет-эквайринг. Специальный веб-интерфейс, через который совершаются платежи. Из корзины покупатель попадет на новую страницу, в которой нужно ввести реквизиты его карты, после чего сработает стандартная схема работы – и деньги будут переведены на ваш расчетный счет. Такие операции защищены одноразовыми кодами, которые приходят на телефон покупателя в виде СМС. Данные шифруются и передаются по зашифрованным каналам. Подойдет интернет-магазинам – как крупным, так и совсем молодым.

Важно! Интернет-магазины обрабатывают и хранят данные покупателей. Поэтому закон «О персональных данных» обязывает их спрашивать согласия покупателя – как правило, такое сообщение можно увидеть при оформлении покупки в корзине или при вводе данных карточки. Кроме того, продавцы должны хранить данные своих клиентов на территории РФ – учитывайте это, оформляя эквайринг и выбирая сервер, на котором будет храниться вся эта информация.

  • Мобильный. Компактные mPOS-терминалы для компаний, деятельность которых состоит в частом передвижении и приеме платежей в разных местах. Оборудованием можно управлять с помощью мобильного приложения. Принцип работы у мобильных устройств такой же, как у обычных. Мобильный эквайринг подойдет компаниям, занимающимся доставкой еды и продуктов, такси, курьерам.

Отдельно стоит сказать об обменном (ATM) эквайринге. Это оплата через устройства самообслуживания – например, банкоматы. Он не требуется предпринимателям в большинстве случаев, поэтому мы не будем рассматривать его в деталях.

Подключение

Первый шаг к подключению эквайринга – открытие расчетного счета, на который в последствии будет поступать выручка с продаж. Подать заявку на открытие счета можно на сайте выбранного вами банка. Далее:

  • Подайте заявку на сайте или в офисе организации;
  • Дождитесь звонка от менеджера банка – он уточнит условия и договорится с вами о встрече для подписания договора;
  • Предоставьте необходимые документы и подпишите договор с банком;
  • Далее вы либо получите оборудование для работы, либо специалист настроит страницу для оплаты онлайн-покупок.

Важный момент: интернет-магазинам, только начинающим свою работу, не обязательно открывать расчетный счет для эквайринга. Вместо этого прибыль будет перечисляться на карточный счет владельца магазина, либо на электронный кошелек – Яндекс.Деньги, Вебмани и т. д. Однако нужно помнить, что банки будут считать такого клиента ненадежным, а комиссия за проведение операций будет выше.

Пакет документов для подключения услуги зависит от того, в каком банке открыт ваш расчетный счет. Если вы решили сотрудничать с тем же банком, в котором вы открыли счет, то достаточно обратиться в отделение с паспортом и документом, подтверждающим, что вы владеете торговой точкой. Если же счета нет, то вам потребуются:

  • Свидетельство о регистрации;
  • Для ООО – учредительные документы;
  • Лицензии;
  • Реквизиты расчетного счета;
  • Карточка с образцами подписей.

Список может меняться в зависимости от организации, поэтому его лучше уточнить перед обращением в банк – на сайте, по горячей линии или лично в офисе.

Важно! Настройку доверьте профессионалам – этим займется банк, с которым вы подписали договор. В случае, если у вас возникнут неполадки, владельцу торговой точки потребуется лишь позвонить менеджеру и сообщить о проблеме. Кроме того, специалисты могут проконсультировать ваших сотрудников и обучить их работе с терминалом.

Как закрыть эквайринг

Так же просто, как и открыть. Для этого нужно связаться с представителем банка, в котором вы подписали договор – в банке или онлайн. Сделать это можно в нескольких случаях:

  • Условия банка перестали соответствовать вашим требованиям;
  • Банк нарушил обязательства по договору;
  • Вы сами нарушили правила договора – в этом случае инициатором расторжения станет банк.

В каждом банке условия расторжения договора разные, поэтому стоит уточнить их в представителя организации или по телефону службы поддержки. Найти его можно на сайте банка или в документах, которые остались у вас после установки терминала.

Тарифы популярных банков

Как правило, стоимость эквайринга зависит нескольких факторов. Прежде всего, это оборот предприятия с продаж по пластиковым картам. Чем больше оборот. Тем ниже комиссия. Для торговых сетей банки готовы предоставить специальные условия.

На стоимость также влияет количество лицензий на эквайринг от платежных систем. Чем выше количество лицензий, тем меньше затраты банка на комиссию, а значит – тем дешевле тариф для клиента.

Важно и то, есть ли у банка процессинговый центр. Если вашему эквайеру приходится сотрудничать со сторонней компанией, стоимость тарифа будет увеличена.

Банк обратит внимание и на то, насколько устойчива ваша компания и какой объем прибыли вы можете получить на безналичных операциях. Это определяется сферой деятельности вашей организации, стажем на рынке и количеством точек продаж.

Кроме того, на стоимость влияет уровень сервиса, функционал предоставленного вам оборудования, связь с банком и срок возврата. Чем выше показатели по этим параметрам, тем выше будет комиссия.

Теперь рассмотрим стоимость торгового эквайринга в популярных российских банках.

Название
тарифа
Ежемесячная стоимость обслуживанияКомиссия за переводы юрлицам и ИП через интернет-банкКомиссия за переводы физлицам в месяцОбналичивание средств с карты Альфа-Банка в месяц
Просто 1%1% – если прибыль составила менее 1 млн руб. в мес., 2% — до 3 млн руб., 3% — свыше 3 млн руб.отсутствуетдо 6 млн руб. – бесплатно, если сумма выше – 10% (не менее 100 руб.)до 1,5 млн руб. – бесплатно, если сумма больше – 10%
Лучший старт490 руб.3 перевода бесплатно, затем – 50 руб. за каждыйдо 150 тыс. руб. – 0,5% от суммы плюс 59 руб. для юрлиц;до 150 тыс. руб.– бесплатно для ИПдо 150 тыс. руб. – бесплатно (минимум 159 руб.)
Удачный выбор1690 руб.10 переводов бесплатно, далее – 25 руб. за каждыйдо 150 тыс. руб. – 0,5% от суммы плюс 25 руб. для юрлиц;до 150 тыс. руб.– бесплатно для ИПдо 500 тыс. руб. – 1,5% от суммы (минимум 159 руб.)
ВЭД +3690 руб.15 переводов бесплатно, далее – 25 руб. за каждыйдо 300 тыс. руб. – 0,75% от суммы (минимум 180 руб.)
Все, что надо9900 руб.отсутствуетдо 300 тыс. руб. – 0,5% от суммы плюс 25 руб. для юрлиц;до 300 тыс. руб.– бесплатно для ИПдо 500 тыс. руб. – бесплатно

Рекомендации по подбору

При выборе банка и тарифа нужно внимательно изучить условия по каждой программе. На что нужно обратить внимание?

  • На комиссию, взимаемую с операций по картам;
  • Стоимость аренды устройств – некоторые банки предоставляют их бесплатно;
  • Платежные системы, с которыми сотрудничает банк;
  • Стоимость подключения, настройки и обслуживания терминала;
  • Комиссию за перечисление платежей на расчетный счет в другом банке;
  • Какие виды эквайринга предоставляет организация;
  • Ежемесячную абонентскую плату.

Не спешите сразу же обращаться в банк с документами для подписания договора. Сначала поговорите с менеджером и попросите ознакомить вас со всей информацией.

Заключение

Если вы еще не пользуетесь эквайрингом, стоит задуматься о подключении расчетного счета и терминала. Эта система позволит вам увеличить объем продаж и развивать свой бизнес.

Статья была полезной?
0 0

Рекомендуемые тарифы РКО

от 0 руб.
Открытие
от 0 руб./мес.
Обслуживание
до 150 000 руб.
без комиссии
Переводы физ лицам
от 0 руб.
Открытие
0 руб./год
Обслуживание
до 1 000 000 руб.
без комиссии
Переводы физ лицам
от 0 руб.
Открытие
0 руб./мес.
Обслуживание
до 6 000 000 руб.
без комиссии
Переводы физ лицам