Открытие р/с и заключение с банком договора на РКО позволяет ИП и ООО проводить финансовые операции без использования наличных денежных средств. Предприниматели используют счет для оплаты налогов, товаров, услуг, выплаты заработной платы, эквайринга. Это удобно и привычно. Поэтому любая блокировка расчетного счета банком приводит к проблемам — приостановке деятельности, срывам платежного графика, неустойкам по договорам, просрочке платежей. Давайте разберемся, за что могут заблокировать счет, почему это происходит и как снять ограничения.
Основания для блокировки расчетного счета
Приостановить финансовые операции могут ФНС или банк. Причины блокировки расчетного счета кредитно-финансовой организацией указаны в Федеральном законе 115‑ФЗ, ФНС — в Налоговом кодексе РФ.
Рассмотрим причины «заморозки», указанные в Налоговом кодексе РФ (ст. 76 НК РФ):
- Налоговая декларация не представлена.
- Система электронного документооборота не организована. Несмотря на то, что налогоплательщик сдает отчеты онлайн, возможность получения от ИФНС электронных документов отсутствует.
- Квитанция, подтверждающая прием документов от налоговой онлайн, не представлена.
- Расчет НДФЛ и страховых взносов не сдан в ФНС.
- Проверка ФНС показала, что присутствует задолженность по оплате штрафов, налогов, взносов, но сам предприниматель ее не погашает, что требует введения обеспечительных мер.
Далее разберем основные причины блокировки, которая производится на основании требований статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Вовремя не предоставлена налоговая декларация
Срок подготовки и сдачи отчетности строго регламентирован. Если в течение двадцати дней после окончания установленного срока документы не представлены, ФНС имеет право принимать меры. Рассмотрим, за несдачу каких отчетов блокируют расчетный счет. Налоговая инспекция имеет право подать распоряжение на блокировку, если не подготовлены и не представлены:
- налоговая декларация;
- расчет страховых взносов;
- 6‑НДФЛ.
ФНС может не позднее четырнадцати дней до дня принятия решения направить нарушителю уведомление о том, что им не сданы налоговая декларация, другие отчеты, вследствие чего возник риск блокировки р/с. Отправлять уведомление о блокировке — это право, а не обязанность ИФНС. Сообщать клиенту о приостановлении операций по его расчетному счету налоговая не обязана.
ФНС может признать налоговую отчетность непредставленной по следующим причинам (ст. 80 п. 4.1 НК РФ):
- подпись произведена лицом, у которого нет на это полномочий;
- подпись выполнена уполномоченным лицом, но оно дисквалифицировано или подписанта нет в живых на дату подготовки документа;
- физическое лицо, подписавшее декларацию, имеет внесенную в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о нём при условии, что эта информация внесена ранее даты проставления подписи;
- компания прекратила свою деятельность и исключена из ЕГРЮЛ ранее даты предоставления отчетности;
- обнаружен факт несоответствия показателей, нарушен порядок заполнения.
Если обнаружена одна из вышеперечисленных причин, ИФНС обязана в срок не позднее 5 дней уведомить налогоплательщика, что его декларация считается непредставленной.
Не выполнены обязательства по электронному документообороту
Все, кто сдает отчетность в налоговую онлайн, обязаны организовать прием документов от ФНС через систему электронного документооборота. Для организации возможности приема и передачи электронной отчетности предоставляется десять рабочих дней с момента появления обязанности отчитываться дистанционно (ст. 23 п. 5.1 НК РФ). Если ФНС узнает, что электронный документооборот не организован, налогоплательщику блокируют расчетный счет. Решение налоговых органов о приостановке операций выносится в течение десяти дней. Вы избежите блокировки, если подключите сервис ЭДО на сайте вашего банка или на сайте ФНС. Это позволит в любое время проверить онлайн поступление документов от налоговой инспекции и дать своевременный ответ.
Не отправлена квитанция о приеме
В налоговом законодательстве есть требование о том, что после получения документов от налоговой службы в онлайн-режиме, нужно подтвердить их прием. Это осуществляется путем формирования и отправки квитанции. Занимает весь процесс несколько минут, но чтобы он работал, необходимо организовать работу системы ЭДО.
Например, вы получили вызов в налоговую. Нужно в течение шести рабочих дней отправить подтверждение в ФНС (ст. 23 п. 5.1 НК РФ). Не сделали? Вам дается еще десять дней, после этого срока ФНС блокирует счет.
Неисполнение требований об уплате налогов
Физические и юридические лица обязаны своевременно платить налоги. В противном случае налоговая имеет право ареста денежных средств на счете. В данной ситуации производится приостановление расходных операций по счету только на размер долга. Остальные деньги доступны. Заблокирован расчетный счет будет не полностью, а в размере суммы задолженности в соответствии с требованиями ФНС (ст. 76 п. 2 НК РФ). Решение о блокировке счета для уплаты налогов, погашения других долгов принимается руководителем налоговой.
Обеспечительные меры
Для взыскания налогов, задолженности по уплате взносов, штрафов, пени, установленной по результатам проведенной налоговой проверки бизнеса, ИФНС имеет право принять решение о введении обеспечительных мер. Это происходит, если ФНС понимает, что сам индивидуальный предприниматель или юридическое лицо задолженность не погасят, есть высокий риск продажи активов и ухода от ответственности. Блокировка накладывается на недвижимость, автомобили, ценные бумаги, готовую продукцию, сырье, другое имущество. Их продажа будет возможна только после разрешения налоговых инспекторов (ст. 101 п. 10 пп.1 НК РФ). Если стоимость арестованного имущества не покрывает сумму для взыскания задолженности, ФНС вправе заблокировать на расчетном счете необходимую часть. Незаблокированными денежными средствами предприниматель вправе распоряжаться самостоятельно.
Налогоплательщик имеет право на снятие ареста с имущества и замену его на следующее:
- банковская гарантия;
- залог ценных бумаг;
- поручительство третьих лиц.
Решение о введении обеспечительных мер, как и о снятии ограничения, вручаются нарушителю в течение 5 дней после его вынесения.
Негативные последствия заморозки расчетного счета
Блокировка расчетного счета, независимо от причины ареста денег, нарушает обычное ведение бизнеса. В результате не представляется возможным:
- проведение платежей партнерам, контрагентам. Распоряжения на осуществление практически всех расходных операций не принимаются;
- выполнение операций по переводу денежных средств, в том числе электронных денежных переводов;
- снятие наличных.
В результате блокировок предприниматели теряют доступ к деньгам. Это чревато просрочкой финансовых обязательств — нужные суммы денежных средств не поступят к контрагентам, что является нарушением договора, могут появиться штрафы. Без оплаты продукция, материалы не поступят к покупателю, затормозив производство. Контрагент сможет потребовать взыскание денежных средств, разрыва контракта.
Как узнать, что счет заблокирован
Заблокирован ли расчетный счет, предприниматель может узнать сам с помощью специального сервиса, получив уведомление от ФНС или банка, с которым заключен договор РКО. Федеральная налоговая служба на следующий рабочий день обязана уведомлять о вынесении решения, приостанавливающего операции по счету. Но на практике это часто не выполняется. Никаких штрафных санкций для ИФНС за неисполнение данного обязательства не предусмотрено. Поэтому часто возникают ситуации, когда первое сообщение о том, что счет заблокирован, поступает от банка.
Проверка блокировки расчетного счета может быть проведена с помощью сервиса на сайте ИФНС. Запрос выполняется онлайн. Проверка на сайте налоговой инспекции занимает пару минут. Для получения информации необходимо:
- Запустить сервис информирования банков на сайте nalog.ru.
- Ввести параметры запроса о возможных блокировках.
- Указать в сервисе проверки номера ИНН и БИК. Проверить по ИНН блокировку можно на ИП или юридическое лицо, а также на контрагента.
- Нажать на кнопку «Отправить запрос».
- Получить результат запроса на экран.
Результат проверки появляется на экране практически мгновенно. Если запрета нет, выводится сообщение о его отсутствии. Если принято решение о блокировке, указываются реквизиты документа, приостанавливающего операции по расчетным счетам и переводы электронных средств. Полученную информацию можно сохранить и распечатать. Сервис постоянно обновляет данные. Если снять арест, отмена решения будет отражена в выдаче.
Уточнить, почему заблокирована сумма или полностью счет, рекомендуется в своей налоговой инспекции. Вам будет сообщена причина, сроки блокировки и способы, как её снять.
Как разблокировать расчетный счет — порядок действий
Налоговая заблокировала расчетный счет. Как разблокировать? В каждой ситуации, описанной выше, свой порядок действий, но в целом необходимо сделать следующее:
- Узнайте причину блокировки. Уточнить причину и требования налоговиков можно в камеральном отделе ИФНС или в банке.
- Устраните причину блокировки. В каких случаях и как действовать? Не сдан отчет или не отправлено подтверждение о получении документов от налоговой инспекции — подготовьте и отправьте. При наличии задолженности по налогам — заплатите. Не хватает денег? Попробуйте получить банковскую гарантию или поручительство. Остались вопросы — обращайтесь к сотрудникам ИФНС.
- Подать в ИФНС заявление о снятии блокировки в свободной форме. При подготовке заявления укажите название ИФНС, куда оно подается, реквизиты вашей компании или ИП, счетов, дату и номер решения о приостановлении операций по счету, причину, по которой произошла блокировка.
В ряде случаев при устранении причин ФНС самостоятельно снимает блокировку, и заявление не понадобится. Сроки отмены — один рабочий день после устранения нарушения.
Блокировка РС банком — причины
Финансовое учреждение может отказать в банковском обслуживании в следующих случаях:
- внесение клиента в реестр физических или юрлиц причастных к экстремизму, терроризму и другим противоправным действиям;
- проведение операций с лицами, внесенными в реестр неблагонадежных или причастных к экстремистской, террористической деятельности;
- отсутствие необходимых документов для проведения финансовой операции, подтверждающих её законность;
- появление у банка подозрения, что финансовая сделка связана с легализацией незаконных доходов или финансированием экстремистской, террористической деятельности.
К сомнительным операциям банк относит сделки, имеющие нестандартный характер, отличающиеся от обычных операций, без очевидной экономической цели, транзитные операции. В этих случаях финансовое учреждение имеет право запросить документы, подтверждающие законность проведения данной финансовой операции, например, договор об оказании услуг или купле/продаже. Клиент обязан представить банку всё, что ему необходимо. Зачастую спорные ситуации решаются быстро, и блокировка снимается.
Варианты приостановки банковских операций
Банк может самостоятельно, руководствуясь положениями 115‑ФЗ, совершать следующие действия:
- отказаться проводить финоперации по поручениям клиентов, если посчитал их сомнительными;
- блокировать счета клиента;
- приостанавливать операции.
Блокировка счета — запрещение любых финансовых операций. Но есть исключение — физлица имеют право ежемесячно снимать со своего счета по десять тысяч рублей на каждого члена семьи (ст. 6 п. 2.4 115‑ФЗ).
Приостановление операций — мера, касающаяся одной сделки. Приостановка выполняется на срок до пяти дней. В этот период банк отправляет запрос в Росфинмониторинг и ждет ответа. Если не будет других распоряжений, приостановка снимается, распоряжение клиента согласно договору банковского обслуживания выполняется. При обнаружении нарушений приостановка продлевается на срок до 30 дней на время проведения детальной проверки.
Что делать в случае заморозки счета банком
При заморозке счета банком на основании требований 115-ФЗ с подозрением на экстремистскую или другую незаконную деятельность юридические или физические лица имеют право обратиться в Росфинмониторинг с заявлением о признании ошибки.
Если банк отказывается размораживать счет, несмотря на то, что все документы представлены, данных о клиенте нет в реестре Росфинмониторинга, деятельность законна, рекомендуется подать заявление в ЦБ РФ. Срок его рассмотрения — до 20 дней.
Как скоро снимут ограничения
Если удастся доказать, что компания или ИП осуществляют деятельность в рамках действующего законодательства и не имеют нарушений, незаконную блокировку можно снять. Сроки отмены заморозки счетов — день исключения информации из реестра.